ХРИСТИАНСТВО И ЕГО РОЛЬ

Нам, отдаленным от Средневековья несколькими веками, трудно понять,насколько неистовой и страстной была вера в Бога людей той эпохи. Как ирыцарская идея, она выражала стремление к прекрасной жизни и определяла всестороны их существования, каждый их шаг от рождения до смерти. Мир в представлении человека Средневековья был не чем иным, как сценой,на которой развертывалась борьба между "божьим" и "дьявольским" воинствами:между ангелами и бесами; между добрыми христианами и язычниками; наконец,между добром и злом в душе каждого человека, так как Бог дал свободу выбора. Те силы, которые мы именуем сверхъестественными, средневековый человексчитал реальностью. В любой радости, в любом горе люди видели ихвмешательство. Людей разных сословий посещали видения, во время которых онилицезрели ангелов, Деву Марию, Христа и т. д. Точно так же те, кого считаливедьмами и колдунами, иногда без всякой угрозы пыток признавались в том, что"заключили договор с дьяволом", и описывали его внешность. Это понятно:человек "видел" то, что готов был увидеть. Представление о христианском мирекак о городе, осажденном врагами (иноверцами), с тайными врагами внутри него(отступниками) рождало постоянное ощущение опасности. Все важнейшие события эпохи прочно связаны с христианством. Подединодушный возглас: "Этого хочет Бог!" -- был провозглашен Первый Крестовыйпоход. "Язычники не правы, а христиане правы",-- бросает Роланд, готовясь кбитве с арабами. Можно сколько угодно объяснять Крестовые походыэкономическими причинами, но совершенно ясно, что они никогда бы несостоялись, если бы не глубокая религиозность большинства их участников.Короли отдавали города в обмен на религиозные святыни. Доблестные рыцарисражались во имя веры. Монахи-отшельники истязали себя "во славу Христову".Крестьяне поднимали восстания, намереваясь воплотить "Царство Божие наземле". Знатные дамы ухаживали за больными бедняками, потому что нищие --"заступники богатых и знатных перед Богом". И не важно, что многие заповедихристианства нарушались, от этого они не переставали быть ценностями.Сколько бы преступлений ни совершал человек, мысль о неизбежном наказанииотравляла ему жизнь, а возможность умереть без отпущения грехов быластрашнее самой смерти. В средневековом христианстве можно выделить три уровня: 1. Высокое (церковное) христианство. Церковь определяла христианство иего основные ценности (обязательность "слепой веры", спасение души как цельжизни, культ святых). 2. "Рыцарское" христианство. Рыцарству в христианстве наиболее близок ипонятен был военный аспект. Слова Христа: "Я принес вам не мир, но меч"--они понимали буквально, и в этом их поддерживала церковь, провозглашавшаядолгом каждого борьбу за веру. Наиболее полным совпадением рыцарского и христианского идеалов были военно-монашеские ордены, возникшие вовремя Крестовых походов. Рыцарский культ Прекрасной Дамы тоже имел в какой-то мере исток вхристианстве, а именно в поклонении Деве Марии. Так, в одной из легендрыцарь, заключая сделку с дьяволом, отрекается от Бога, но наотрезотказывается отречься от Божьей Матери. А в другой -- Дева Мария является кодному знатному юноше, целует его и нарекает своим рыцарем. 3. Простонародное христианство, соединившее в себе церковное учение,язычество и предрассудки. Превратив основные языческие праздники вхристианские, церковь не искоренила язычество, и многие христианские обычаипродолжали восприниматься народом в категориях варварской магии. Например,существовало поверье, что, когда идет церковное богослужение, времяостанавливается и человек не стареет. В Южной Германии бытовал обычай, покоторому если в день святого Урбана портилась погода, то его изображениебросали в грязь. Во всем этом отражались типично варварские представления отом, что, совершая определенные обряды, люди могут оказать воздействие наБога, время и т. д. Сверхъестественные силы в простонародном христианствепредстают во плоти и весьма похожи на людей. Так, Христос мог дать пинканерадивому монаху, а какой-нибудь горожанин или крестьянин -- обвести вокругпальца глуповатого дьявола. Не всегда, однако, такое понимание религии было безобидным. Вера вчудодейственные свойства мощей, например, привела к тому, что в конце IX в.народ в городах Умбрии (Италия) хотел убить отшельника святого Ромуальда,чтобы только не упустить случая завладеть его останками. Страшнымпоследствием предрассудков была также "охота на ведьм", которая активновелась инквизицией при поддержке простонародья. Справедливости ради отметим, что не только религия влияла наобщественную жизнь, но и жизнь оказывала влияние на восприятие религии. Так,рыцари представляли загробный мир в категориях вассалитета: перед смертьюРоланд поднимает к небу правую перчатку, которую и принимает архангел, итаким образом он присягает новому сеньору. А одна из крестьянскихрелигиозных сект объясняла легенду о бунте сатаны против Бога тем, чтосатана обещал ангелам, пришедшим за ним, снизить оброки и подати. Все важнейшие моменты человеческой жизни (рождение, брак, посвящение врыцари, смерть) были связаны с христианством. И на всех областяхчеловеческой деятельности лежал его отпечаток. Христианство было осью этойцивилизации.