МИР ГОРОДА

Именно в городах зрели силы, погубившие средневековую цивилизацию. Вотличие от города античности, составлявшего единое целое с округой, городСредневековья замкнут в себе. Ему одинаково чужды как мир деревни, так и мирфеодального замка. Он жил своей, непохожей жизнью. По существу, средневековый город -- это государство в ми-ниаг юре. Внем смешивались представители всех сословий. Боль-inyi, часть его населениясоставляли ремесленники, потомки крестьян. Жили в нем также представителизнати и духовенства. Но все они приобретали новое качество -- горожан.Конечно, и внутри города шла острая борьба: знати против купечества, богатыхпротив бедных. Однако стоило возникнуть внешней опасности, все мгновенносплачивались и выступали единым фронтом. Специфическое положение городов всредневековом обществе определялось прежде всего тем, что они возникли какцентры торговли и ремесла. Это определяло особые условия жизни в них иформирование новых ценностей. Представление о свободе и равноправии формировалось в многовековойборьбе за самоуправление -- коммуны. Именно здесь истоки парламентскогоправления будущего. Средневековью было свойственно объединение людей в различные корпорации(монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т.д.), так как противостоять опасностям того мира в одиночку было почтиневозможно. В городе роль таких корпораций играли прежде всего цехи --объединения ремесленников по профессиям. Это были организации,регулировавшие процесс производства, каравшие за недоброкачественнуюпродукцию и одновременно защищавпгие своих членов от посягательствафеодалов. Однако роль цехов была гораздо шире. Как и рыцарские ордена, онипроизошли от военных союзов древних германцев. В раннее Средневековье членыцеха были связаны совместным участием в религиозно-магических обрядах иназывали друг друга братьями (вспомните обычаи варварской дружины). Цеховые уложения регламентировали все стороны жизни до мельчайшихподробностей. Кроме вопросов производства, сюда входили указания о порядкекрещения, проведении свадеб, видах одежды, заботе о нищих и даже переченьзапрещенных ругательств с указанием размеров штрафа за каждое из них. И дажепосле смерти ремесленника цех продолжал заботиться о его вдове и детях,строго соблюдая установленные права наследования. Именно в цеховой среде вырабатывается принципиально новое отношение ктруду. Ремесленник рассматривал труд как источник не только существования, но и морального удовлетворения.Создавая яркое, неповторимое изделие, мастер одновременно утверждался вмысли о собственной значимости и неповторимости. Таким образом, в городах рождалась необычная для Средневековья мысль,что человек не только часть какого-то сообщества, но и индивидуальность,ценная не знатностью или святостью, а своим талантом, проявляющимся вповседневном труде, и знаниями. Наконец, возникает принципиально новое представление о труде как озаслуге перед Богом. Не вписывался в христианскую схему и труд купцов. Ведь они трудились воимя богатства, в то время как Христос призывал не собирать ни серебра, низлата, но заботиться о душе. Большая часть населения города жила активной жизнью, в связи с чемизменялось и представление о времени. Горожане в отличие от крестьяносознавали, что время движется не по кругу, а по прямой, причем довольнобыстро. Итак, город в средневековом обществе противостоит всем: феодалам,стремящимся поживиться за его счет; церкви, если она вмешивается в еговнутренние дела. Он вырос из деревни, но и с крестьянами у него сложилисьсвоеобразные отношения. С одной стороны, города часто выступали по отношениюк ним как освободители. Болонья (Италия) в 1257 г. выкупила у сеньоров 6тыс. крестьян. Воздух города "делал человека свободным". С другой стороны,крестьяне с их забитостью и консерватизмом были чужды горожанам. Города самиэксплуатировали принадлежавшие им деревни. Городские ремесленники боролисьпротив деревенских. А когда крестьяне бежали в город, чтобы статьсвободными, их нередко встречали словами: "Лодыри, убирайтесь пахать!" Но Средневековье с трудом принимало мир городов. Один из отцов церкви-- Фома Аквинский -- утверждал, что торговля имеет в себе нечто безобразное,постыдное, грязное и вообще, по церковному учению, большинство ремесленникови купцов попадут в ад -- их труды не угодны Богу. Представители знатизаявляли: "На этом свете есть три рода крикунов, которых трудно заставитьзамолчать: коммуну мужиков, возомнивших себя сеньорами, спорящих женщин истадо хрюкающих свиней. Мы смеемся над вторыми, презираем третьих, но даизбавит нас Господь от первых". Разумеется, все это не значит, что город был свободен от идей итрадиций Средневековья. В центре его обычно возвы- шалея готический собор, символизировавший незыблемость церкви исоздававший иллюзию близости к Богу. Городские колодцы украшались статуейРоланда (влияние рыцарской идеи). Да и богатые горожане стремились подражатьжизни феодалов. Города находились под неусыпным надзором королевской властии церкви. И все же свободный, осознавший свою индивидуальность горожанинсредневековой Европы становится носителем иных ценностей, предвестникомнового мира. 6 Нередко церковь выступала против ростовщиков и произвола феодалов надкрестьянами. Можно ли сказать, что она делала это исходя из интересовнеимущих? 7 Какова роль христианства в формировании менталитета представителейразличных сословий средневекового общества? Основные понятия Эпоха Средневековья. Феодальное общество. Вассальные отношения.Христианство. Сословие. Термины Религиозный догмат. Теология. Корпорация.