ИМПЕРАТОРСКАЯ РОССИЯ

Затяжной кризис Московской Руси взорвался Петровскими реформами,которые ознаменовали переход России от затянувшегося Средневековья к Новомувремени. Но в отличие от того, как это происходило в европейских странах, вРоссии общественная инициатива себя практически не проявляла. Многиеисследователи называют события этого переходного периода революцией сверху,уподобляя их по характеру и масштабам преобразований европейским буржуазнымреволюциям. Действительно, на глазах одного поколения поменялись приоритетыцивилизационного развития. Россия вступила на путь сближения и интеграции сЗападной Европой, модель развития которой наглядно демонстрировала всемумиру свою эффективность. Выбор этот обусловил и новое национальноесамоопределение: признание России полноправной частью европейского мира,правда отстающей от него в развитии. И именно этот разрыв необходимо былосокращать и преодолевать, что требовало существенной перестройки всегоуклада общественной жизни: отказа от многих традиций и ценностей. Общество, привыкшее подчиняться сильной верховной власти, довольнобыстро смирилось с этой ломкой, хотя внутренне долгое время еще не принималопетровских преобразований. Надо сказать, что идеями переустройствароссийской жизни Петр I заразил лишь часть привилегированного слоя общества,но это была самая активная и деятельная его часть. Значительная же частьобщества продолжала придерживаться допетровских культурных традиций. Такимобразом, произошел общественный раскол. Заложенные Петром I принципы интеграции с европейским миром с тем илииным успехом продолжали проводить и его преемники. Но в этом развитиисуществовало значительное отличие от тех же процессов на Западе -- в Россиимодернизация государства происходила на основе закабаления общества иподавления общественной инициативы. Характерные для эпохи Нового времениидеи парламентаризма, участия общества в политической жизни не сталиреалиями государственного быта Российской империи. Державная политикасдерживаний и ог- 4. Боголюбов, 11 кл., ч. 2. раничений в скором времени вступила в противоречие с западнымилиберальными идеями личных свобод и ответственности государства переднародом, которые были признаны и передовой частью русского общества. С идеями общественных свобод Россия вступила в XIX в. Движениедекабристов наглядно показало, что в стране есть силы, стремящиеся ксерьезным общественным преобразованиям. Несмотря на то что это движение былоподавлено и вызвало в период царствования Николая I государственную реакцию,Россия постепенно начала эволюционировать от крепостнически-абсолютистскогогосударства к более прогрессивным формам правления. Итогом этого процессастала отмена крепостного права в 1861 г. и проведение ряда либеральныхреформ. Движение российского общества к новым формам социально-экономическогоустройства во многом сдерживалось отсталостью отечественной экономики.Российский класс предпринимателей долгое время не мог консолидироваться ицеленаправленно отстаивать свои интересы перед лицом власти. Российскаяэкономика продолжала оставаться в зависимости от государства, в условиях,ограничивающих ее самостоятельность. Лишь в конце XIX-- начале XX в.произошел промышленный переворот, связанный с переходом к индустриальнойстране. Новые реалии социально-экономической жизни России не замедлиливступить в противоречие с самодержавными формами государственногоустройства. Другое противоречие скрывалось в разрыве между уровнями развитияматериальной и духовной культуры российского общества. В то время как вобласти материального производства Россия продолжала попытки сократитьразрыв с Западной Европой, в сфере духовной культуры довольно быстрозакончился период "ученичества", и страна сама активно двинулась в Европу сосвоими достижениями. В России на протяжении двух веков сложилась уникальнаясветская культура, которая создала замечательные образцы, вошедшие в золотойфонд мировых культурных достижений. Литература, живопись, философия, музыка,театр, архитектура -- во всех этих областях навсегда остались имена нашихсоотечественников. Молодая российская наука, появившаяся лишь в XVIII в., кконцу следующего столетия уже могла гордиться своими достижениями. Носителем духовных основ русской культуры стала интеллигенция, детищекультурных преобразований Петра I, уникальное социокультурное явление,присущее только России. И именно интеллигенция со свойственным ей духомпротивостояния официальной идеологии возглавила оппозицию государ- ственной власти, сохранявшей консервативные формы. Государство жепродолжало придерживаться социальной доктрины, в основе которой лежалаизвестная триада: православие, самодержавие, народность. Однако к началу XXв. эта формула уже не отвечала запросам и ценностным ориентирам значительнойчасти общества. Церковь, ставшая в результате петровских преобразованийпослушным государственным институтом, утрачивала свой духовный авторитет;народ терял веру в самодержавие. Наиболее же деятельная часть общества,интеллигенция и крепнущий класс предпринимателей напрямую требовали отвласти либерального государственного переустройства, на что консервативнаясамодержавная монархия идти не хотела. Первая мировая война еще туже затянула этот узел острых противоречий иприблизила развязку. Попытка разрубить его была предпринята в 1917 г.Октябрьская революция на десятилетия не только определила судьбу российскойцивилизации, но и существенно повлияла на ход развития всего человечества,предопределив многолетнее противостояние двух мировых систем. Лишь спустясемь десятилетий началось постепенное преодоление устойчивых антагонизмов ивзаимного неприятия. Мир начал нащупывать пути к воссоединению ицелостности. В этих процессах инициатива во многом принадлежала России.