МИР ВОСТОКА

Основные духовные ценности восточных цивилизаций сложились очень давно на основе первых религиозно-философских учений --даосизма, буддизма, конфуцианства (подробнее об этом речь пойдет впоследующих параграфах). Согласно древневосточной картине мира существуетединый мир, объединяющий все сущее. Человек, как и все сущее, долженследовать его законам, естественному ходу вещей. Только так можно достичьгармонии с окружающим миром. Таким образом, человек не является центроммироздания, не вправе считать себя "царем природы ". Более того, один человек вообще величина не очень значимая. Его силыумножаются, когда он выступает как неотъемлемая часть какого-либо коллектива-- семьи, племени, касты, сословия, религиозной общности. Такие воззренияозначают, что личностное начало приглушается, подчиняется принципуколлективизма. Социальный мир стран Востока и сегодня достаточно пестр и представленмногочисленными этническими, религиозными, сословно-кастовыми группами.Например, в Индии существует около 200 только крупных кастовых групп, сотниязыковых и диалектных общностей. Внутри групп складываются, как правило,отношения поддержки и солидарности, в то же время между группами возможныпротиворечия и конфликты. При этом сами группы занимают разное положение вобществе, образуя социальную иерархию (от греч. hieros -- священный и arhe-- власть, иерархия -- расположение частей от высшего к низшему). Яркимпримером этого может служить уже упоминавшийся кастовый строй в Индии. Ипоныне в индийской деревне каждый знает свое место и обязанности. Еслинеприкасаемый хочет пройти мимо дома представителя высшей касты, он долженснять обувь. Не случайно один французский культуролог свою книгу об Индииназвал "Человек иерархический". Установки человека на коллективную солидарность и неизбежностьиерархического устройства общества влияют на отношение к труду и богатству. Долгое время заезжих европейцев в странах Востока поражали, во-первых,бедность народа, во-вторых, пышность, сопутствующая жизни знати (широкоизвестно выражение "восточная пышность"), в-третьих -- пестрота восточногобазара. Контрасты бедности и богатства европейцы нередко объяснялинежеланием основной массы населения интенсивно трудиться, предпочтениемработе досуга (не случайно в традиционных обществах так много праздников), атакже тем, что высшие слои, пользуясь покровительством всемогущего на Востоке государства,перераспределяют общий скудный пирог материальных благ в свою пользу. Этот взгляд поверхностен и неточен. На самом деле на Востоке издревлеценился труд, но конкретный труд мастера, профессионала. Не случайновосточные города во всем мире славились производимым в них фарфором, шелком,оружием. К труду относились как к средству (хотя и не единственному)приобретения необходимых благ, удовлетворяющих насущные потребностичеловека. Но труд во имя накоплений, которые можно использовать дляпоследующего расширения своего дела, так ценимый западным обществом, непоощрялся, а нередко и осуждался на Востоке. На это повлияли не толькорелигиозные ценности, но и представление о богатстве как постояннойвеличине. Значит, если один будет стремиться получить больше, другомунеизбежно достанется меньшая доля. Все полученное сверх необходимого использовалось на поддержку бедныхродственников, совершение с должным размахом традиционных обрядов, ритуалови праздников. Привилегированные группы окружали себя немыслимой вевропейских странах роскошью, следуя известному выражению: "Деньгисуществуют для того, чтобы их тратить". Из сказанного понятно, что в любой вещи, предназначенной для продажи,т. е. товаре, ценились в первую очередь ее потребительские свойства, ееспособность удовлетворять ту или иную потребность. И хотя Восток издревлеславился своими базарами, однако рынком как механизмом регулированиятоварно-денежного хозяйства их вряд ли можно было считать. Восточные цивилизации относят к традиционному обществу. Действительно,традициям, обычаям здесь придавалось и придается особое значение. К примеру,в Китае древние тексты и сегодня рассматриваются как источник знания имудрости. Хранителем традиций выступает старшее поколение, и именно оноокружается почетом и уважением. Особую роль на Востоке играло государство. Из курса истории вы знаете,что в древности и Средневековье восточные государства были преимущественнодеспотиями. Во главе стоял верховный правитель -- царь, император, шах,султан, считавшийся верховным собственником всей земли -- главного богатствааграрных обществ. Существовал довольно многочисленный слой чиновничества,выполнявший разнообразные функции: от сбора налогов до контроля засостоянием ирригационной системы. Бесконтрольность высшей власти, еепроизвол не могли ограничить и существующие с древности во всех восточныхци- вилизациях письменные своды законов, хотя они и давали некоторуюгарантию, в частности, защиты имущественных прав. Восточное государство нередко становилось теократическим (от Греч.theos -- Бог, hratos -- власть), когда верховный правитель являлся ирелигиозным главой. Такое государство стремилось поставить под свой контрольдуховную сферу общества, заставить население руководствоваться религиозныминормами в повседневной жизни. Наиболее полно принцип единства религиозной игосударственной власти воплотился в странах мусульманского мира. Отношение к государству на Востоке всегда было весьма противоречивым,поскольку само государство осуществляло в обществе довольно разнородныефункции. С одной стороны, деспотизм власти, ее покровительство высшимклассам рождали в общественном сознании представление о "неправедных"властителях, с которыми необходимо вести борьбу. История Востока знаетмножество случаев тайных заговоров и открытых народных выступлений противнеугодных правителей. С другой стороны, государство осуществляло функции,необходимые для нормальной жизнедеятельности всего общества, сплачивало его,стремилось обеспечить социальную стабильность. Поэтому даже открытыевыступления против правящей группы не были направлены против государственнойвласти как таковой. Людьми руководило стремление добиться "хорошей власти","справедливого царя". История почти каждой цивилизации Востока хранит имяправителя -- защитника народных интересов. К примеру, в Индии таким царемсчитался Викрама. Мы кратко рассмотрели ценности восточного общества. Отдельные из нихпроявятся четче при сопоставлении с ценностями западной цивилизации.