Теория драмы как теория управления конфликтом

Конечной целью моделирования и анализа реального конфликта является задача управления его разрешением.

В общем случае управление конфликтом означает создание такой стратегии, которая позволяет достигнуть запланированного исхода.

Теория драмы– единственная научно обоснованная теория рационального управления конфликтами. Построена как теория распознавания и устранения определенных позиционных противоречий, называемых дилеммами.

Слово «дилемма» (букв. – двойное предположение) употребляется в трех основных смыслах

1. Логический вывод из двух посылок. Например. Верно А или В. Из А следует С и

из В следует С. Значит, С верно независимо от А и В

2. Затруднительное положение, имеющее два и только два одинаково неприемлемых выхода

3. Позиционное противоречие игрока, вызванное недостаточной убедительностью его обещаний и/или угроз. В теории драмы понятие «дилемма» употребляется в данном третьем смысле.

Теория игр, как и все ее последующие улучшения, исходит из допущения, что процесс разрешения конфликта не требует изменения ее правил – переопределения игроками своих предпочтений, ходов и стратегий, базисных убеждений в ценности тех или иных решений конфликта

Теория драмы – радикальная модификация теории метаигр, созданная в 1992 г. английскими аналитиками Н. Ховардом, Дж.Брайаном и П. Беннеттом для поиска единого

и устойчивого для всех игроков решения конфликта, при допущении, что все они готовы менять свои предпочтения, ходы и стратегии, переоценивать свои индивидуальные возможности ради достижения новых кооперативных стратегий и исходов.

Теория драмы была создана для поиска синергетических решений конфликтов. Для решения этой задачи ей пришлось преодолеть запрет на изменение правил игры в ее процессе – изменение списка, исходов, предпочтений.(рациональную нормативность) и дать возможность творческой нормативности – муж и жена шахматы. Понятие игра было трансформировано в драму, игроки – герои драмы. Если целью игроков является поиск стабильного решения, то целью героев драмы – обнаружение и разрешение особых позиционных противоречий. Драма – мягкая игра, в процессе трансформации которой героям разрешается модифицировать ее в любом направлении, чтобы достичь единой позиции. Драма – игра, способная к самокоррекции. Цель анализа игры – поиск стабильных решений. Цель анализа драмы – обнаружение особых противоречий в позициях героев, которые вынуждают поступать их иррационально и предлагать способы преобразования начальной игры в новую, позволяющую найти оптимальное решение.