Когда нет антагонизма

«Случилось нечто неслыханное в истории футбола и совершенно необъяснимое с точки зрения законов природы: откуда-то сверху, с неба, упали и покатились по полю двадцать два ярко раскрашенных мяча. Все они были изготовлены из превосходного сафьяна.

— Безобразие!.. Неслыханное хулиганство!.. Кто это позволяет себе такие возмутительные шутки? — возбуждённо кричали на трибунах. Конечно, виновника следовало немедленно вывести со стадиона и даже передать в руки милиции, но никто не в силах был его обнаружить. Только три человека из восьмидесяти тысяч зрителей — Хоттабыч и оба его молодых друга — знали, кто этот виновник.

— Что ты наделал! — зашептал Волька Хоттабычу на ухо. —Ты остановил всю игру...

— Я хотел, чтобы было лучше, — также шёпотом оправдывался смущённый Хоттабыч. — Я думал, будет удобнее, если каждый игрок получит возможность, не толкаясь и не бегая, как сумасшедший, по этому огромному полю, вволю поиграть собственным мячом». Л. Лагин «Старик Хоттабыч».

 

Из новейшей истории известно, что соперничество лагеря «капиталистов» и «социалистов», закончилось укреплением и расширением первого и уничтожения второго.

В живой природе синергизм и антагонизм не исключают, а дополняют друг друга по принципу: «своих» поддерживаем, «чужих» отвергаем

«Два муравья, принадлежащие к двум различным видам или к двум враждебным муравейникам, будут, при случайной встрече, избегать друг друга. Но два муравья, принадлежащих к одному и тому же муравейнику или к одной и той же колонии муравейников, всегда подходят друг к другу, обмениваются несколькими движениями щупалец и “если один из них голоден или чувствует жажду, и в особенности, если у другого в это же время зобик полон, то первый немедленно просит пищи” …Если бы какой-нибудь муравей с полным зобиком оказался настолько себялюбивым, что отказал бы в пище товарищу, с ним поступили бы как с врагом, или даже хуже. Если бы отказ был сделан в такое время, когда его сородичи сражаются с каким-либо иным видом муравьев, или с чужим муравейником, они напали бы на своего жадного товарища с большим ожесточением, чем на самих врагов. Но если муравей не отказался накормить другого муравья, принадлежащего вражескому муравейнику, то сородичи последнего стали бы обращаться с ним как с другом.... Как бы ни были ужасны войны между различными видами муравьев и различными муравейниками, какие бы жестокости ни совершались во время войны, взаимная помощь внутри общин и самоотречение на пользу общую обратились в привычку, а самопожертвование индивидуума для общего блага является общим правилом» - Кропоткин П. А. Взаимная помощь как фактор