Проблемы сознания в психологии.

Сознание (сознательное) – форма отражения объективной действительности в психике человека – высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому. Характерно тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.

Эмпирически выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность – мозаика состояний, играющая более или менее значительную роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивида.

Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется:

· активностью;

· интенциональностью, т.е. направленностью на предмет: сознание всегда – сознание чего-либо;

· способностью к рефлексии, самонаблюдению – осознание самого сознания;

· мотивационно-ценностным характером;

· различной степенью (уровнями) ясности.

Сознание любого индивида уникально, но не произвольно – оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего – структурами системы социальной, где существует индивид, и всегда носит общественно-исторический характер.

Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями.

Первая трудность состоит в том, что все психологические явления предстают перед индивидом постольку, поскольку они осознаются – в том числе бессознательное, кое осознается либо в результате специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно – в виде искажений сознания. По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики – его единственный признак состоит в том, что благодаря ему перед индивидом предстают, с некоей степенью ясности, различные явления, составляющие содержание конкретных функций психологических. Поэтому сознание рассматривалось:

· либо как общее «бескачественное» условие существования психики и обозначалось метафорически – «свет сознания», «поле сознания» и прочее; в этом случае о конкретном или экспериментальном изучении сознания не могло быть и речи;

· либо отождествлялось с некоей функцией психической, чаще всего – со вниманием или мышлением; в этом случае изучение сознания подменялось изучением соответственной функции. Все это порождало мнение, что сознание для психологии научной – фикция.

Вторая трудность вытекает из первой; сознание, как и отдельные функции психические, не локализуется во внешнем пространстве; но, в отличие от функций психических, сознание – из-за его «бескачественности» – не удается «расчленить» и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознания, по которым оно могло бы изучаться известными методами.

Согласно З. Фрейду, сознание – одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени. Основная роль сознания – роль органа чувств для восприятия психических качеств, преимущественно – для восприятия внешних раздражений, а также чувств удовольствия и неудовольствия, могущих проистекать лишь изнутри психики.

Отечественная психология разработала общее представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе развития филогенетического (исторического). Деятельность предметная и ее атрибут – общение обладают следующими основными свойствами, отраженными в ее структуре:

· социальным происхождением и строением – это выражается в ее социальной регламентации, а также в опосредованности орудиями и знаками;

· разделенностью между двумя субъектами;

· направленностью на объект.

Значительный интерес представляют взгляды на сознание, высказанные А.Н. Леонтьевым. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к сознанию – «совместному знанию», и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Итак, основные образующие сознания – смыслы и языковые значения.