Гегель-был объективным идеалистом и диалектиком(1770-1831)

Духовным началом мира считал систему саморазвивающихся понятий. Он обозначал разными терминами(логическая идея, мир, разум).Это система понятий в своём поступательном развитии порождает всю действительность: материальный и духовный мир человека. Процесс саморазвития логической идеи проходит в 3 этапа:

1.Развитие идеи в собственной сфере(с 1-го ед.понятия НИЧТО(означает что логич. идея существует)в конце включает около 120 понятий)

2.Развитие идеи в форме природы(на этом этапе идея приобретает неполноценное существование т.к здесь дух отягощён материей как следствие природа не развивается во времени, а только разнообразуется в пространстве:

3.Развитие идеи в мышлении людей и истории. На этом этапе попадает в сферу человеческого мышления.

Гегель называл себя пантеистом т.к логич.идея находится у него в материальном мире(природе и обществе)Говорил о тождестве мышления и бытия. Высший разум находится в материальном мире. Материальный мир(по Гегелю)-это покров под которым прячется логич.идея. Материя-это внешнее, доступное органам чувств проявление логич.идеи. Материя может перемещаться в пространстве, но не способна развиваться, но это не самостоятельный процесс. Развитие общества происходит по сценарию написанному логич.идеи.В теории познания был рационалистом т.к утверждал, что человек познаёт не сам материальный мир,а познаёт след логич. идеи мира. Гегель разработал основные положения диалектического учения в систематизированном виде. В частности учение о з-х диалектики(3):

1) закон единства и взаимодействия противоположностей (говорит о том что источником развития явл. присущие самому предмету внутренние противоречия)

2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений(колич.постепенно накапливаются приводят к качественным изменениям)

3) закон отрицания отрицания(развитие идёт по спирали)

Гегель разработал диалектику категорий: сущность и явления, возможность и действие, содержание и форма и др.Гегель высказал ряд диалектических идёе в теории познания. Показал, что нет абстрактной истины, истина конкретна, приурочена к определённому месту и времени. Познание идёт от абстрактного к конкретному. Главный недостаток диалектики Гегеля заключается в её идеалистическом характере, т.е развивается не материальное ,а духовное начало мира(логическая идея).В ряде случаев отказался от диалектики ,когда заявлял, что развитие общества останавливается достигнув высшей точки.(в Германии произойдёт ,когда установится конституциональная монархия). Утв.,что развитие философии остановится после того доведёт до конца свою систему объективного идеализма.

Антропологический материализм Л. Фейербаха(1804-1872).

Единственными существующими реальностями является природа и человек. Природа вена и бесконечна никем не сотворена и всё, что нас окружает есть различные проявления природы. Наиболее высшее проявление природы-человек. Человек есть единство материального и духовного. Критиковал идеализм в первую очередь гегелевский. Заявил ,что идеи не существуют сами по себе. Идеи являются продуктами человеческого мышления. Бог-это плод воображения человека. В теории познания вёл борьбу с агностицизмом Канта, говоря ,что границы познания постоянно расширяются. Также с позиции сенсуализма пытался снять противоречия между империзмом и рационализмом. Недостатки:

1)Натурализм в познании человека.

2)Метафизичность метода

3)Созерцательность в т.познания

4)Субъективный идеализм во взглядах общества


18.Возникновение и развитие марксистской философии, её идеи и специфика.