Реферат Курсовая Конспект
Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества - раздел Философия, Филосо...
|
Основной вопрос философии и его две стороны.
Основной вопрос – это вопрос об отношении сознания к материи, духовного к материальному. Он имеет 2 стороны:
1.что первично? и что вторично? сознание или материя?
2.можно ли познать мир?
На первый вопрос основного вопроса в истории философии были даны следующие ответы:
1.Материя первична по отношению к сознанию, а сознание вторично по отношению к материи. Такой ответ давали материалисты.
2.Сознание первично по отношению к материи, а материя вторична по отношению к сознанию. Давали идеалисты.
3.Материя и сознание равноправны и существуют независимо друг от друга. – Дуализм (Декарт)
Материализм имеет 3 исторические формы:
Наивный или стихийный материализм Др.Рима. Материю представляли в виде природных стихий, либо в виде атомов.
Метафизический материализм Нового времени. Материю рассматривали как состоящую из частиц и находящуюся в механическом движении, но материю не рассматривали в развитии. Бэкон, Ламентри.
Диалектический материализм. Материю рассматривали как объективная реальность и находящаяся не только в движении. Но и в развитии. Маркс ,Ленин, Энгельс.
Идеализм имеет 2 разновидности: объективный, субъективный.
В объективном: первичным признается сверхчеловеческое сознание, некий высший разум, а в религиозном-Бог.(Платон: высший разум – мир идей, Аквинский – бог начало мира, Гегель- логическая идея).В субъективном: первичным признается сознание человека.(Беркли –ощущения человека, Сартр – эмоции, Фрейд – инстинкты).
На вторую сторону вопроса были даны ответы:
1.мир познаваем(гносеологические оптимисты)
2.мир частично или полностью непознаваем(агностика). Юм, Кант .Юм говорил, что человек имеет незначительное количество знаний, и они не являются истинными. Кант – человек никогда не дойдет до до сути вещей, всегда наши знания будут ограничены явлениями. вещь-в-себе-непознаваема.
Опровержением агностицизма является практика, т.е. материальная деятельность людей по преобразованию мира.
Материалистическое воззрение философов античности(Древней Греции и Древнего Рима).
Материализм – учение, признающее первичной материю по отношению к сознанию. Первые материальные учения были разработаны на рубеже 7-6 в.в до н.э в г.Милете. Особенностью древнегреческой философии был её космоцентрический характер, т.е. в центре внимания находится космос, под которым в то время понимали природу. Древнегреческие материалисты пытались найти вещественное первоначало, из которого образуются все предметы и организмы , и в котором все предметы и организмы снова возвращаются после разрабатывания.
Первые материалисты: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Фалесматериалистическим началом мира признавал воду: «Вода – начало и конец всему существующему». Океан всему прородитель. По Фалесу: Земля – плоский диск или доска, плавающая на воде.
Анаксимандр утверждал, что материя –апейрон, что значит беспредельное и бескачественное состояние материи. Земля – срез колонны или цилиндр, который находится в неподвижном состоянии в центре мира.
Анаксимен в качестве материи рассматривал воздух(дыхание мира, которое поддерживает существование мира подобно тому, как дыхание человека поддерживает жизнь организма). Земля – плоский диск, плавающий в воздухе.
Гераклид(6-5 в.в до н.э)-родоначальник диалектики(учение, рассматривающее мир в развитии, а все предметы во взаимосвязи). Как диалектик Гераклид выбрал наиболее подвижную стихию – огонь. По Гераклиду мир находится в непрерывном изменении, не хаотично, а упорядоченно, подчиняясь закону Логоса-универсальный закон, который действует во всем мире, в природе, обществе, а непосоедственной причиной является борьба противоположностей. Борьба – отец всех вещей. (война и мир, сытость и голод, день и ночь).
«Все в мире возникает благодаря противоположностям и познается через них»(болезнь делает приятным и желанным здоровье, голод – сытость, усталость – отдых).
Гераклид первым сформулировал закон единства и взаимодействия противоположностей. В 5 в. возникает новая форма материализма – атомистический материализм(Демокрит): каждая вещь состоит из большого количества неделимых частиц – атомов, кроме атомов есть также пустота, которая нужна для движения атомов. Причина движения – внешний толчок. Атомы сталкиваются и отталкиваются друг от друга. Атомы отличаются друг от друга по четырём свойствам: по форме, порядку, величине, расположению. Эти свойства обеспечивают многообразие мира. Демокрит также математически объяснил психику или душу человека. Душа тоже состоит из атомов, которые распускаются после смерти человека, т.е душа смертна, нет загробной жизни. В теории познания он был сенсуалистом, т.к он считал, что все знания человек получает через органы чувств с помощью ощущений. Демокрит отрицал случайность, все события происходят по необходимости. Демокрит впервые изложил материализм в систематизированном виде.
Эпикур(4-3 в.в до н.э) развил идеи Демокрита. Добавил пятое свойство атому(вес или сила тяжести) и тем самым Эпикур сделал атомы внутренне активными, т.е атомы могут двигаться как от внешнего толчка, так и от собственной силы тяжести. Эпикур ввел случайность в объяснение поведения атомов.
В 1 в. до н.э продолжал разрабатывать атомизм древнеримский мыслитель Тит Лукреций Кар. Изложил атомизм в стихах, использовал идеи атомизма для того, чтобы избавить людей от трех видов страха(смерть, перед наказанием в загробной жизни, страх перед богами).
Смерти бояться не надо, т.к живой человек не встречается со своей смертью. Пока мы живы – нет смерти, пришла смерть – нет нас. Загробной жизни нет, т.к душа смертна, она состоит из атомов, которые распускаются после смерти. Богов бояться не надо, они не могущественны, живут не в нашем мире, а в промежутках между мирами, боги смертны. Атомизм является популярным среди материалистов до середины 19 века.
Объективный идеализм и диалектика Гегеля, антропологический материализм Фейербаха.
Вопрос 54. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.
Понятие культуры появилось в Древнем Риме как антипод понятию «натура»(природа)
Культура – возделение искусственного в противоположение естественному.
В настоящее время существует следующие определения культуры:
1.Культура – всё, что сотворено человеком (материальные и духовные ценности);
2.Культура – человеческая активность, творчество.
3.Культура – способ формирования человеческой личности;
4.Культура – способ социальной жизни людей, заключается в порождение и трансляции над биологическим прогрессом, поведения и деятельности людей, закрепление социального опыта.
Культура представлена в виде многообразных явлений, духовной и материальной культуры, т.е. в виде знаний, навыков, норм, идеалов, верований, художественных образов, ценностных ориентаций, а также в виде продолжение материальной деятельности людей.
Функции культуры:
- интегративная (культура, объединяющая людей в целостность образов – человечество);
- приспособительная (культура адаптирует человека к среде обитания);
- познавательная ( в научном исследование природы, общества, человека, а также в познание мира, в художественных образах, в литературе и искусстве);
- информативная (культура обеспечивает связь между поколениями, передачу социального опыта следующим поколениям);
- коммуникативная (проявляется во взаимном обогащение материальной и духовной культуры разных народов);
- регулятивная (культура регулирует поведения людей с помощью законов, норм поведения, обычаев, традиций)
- оценочная ( культура, позволяющая оценить явления общественной жизни с точки зрения их гуманности, нравственности и произвести отбор ценностей);
- социализации (культура обеспечивает включение новых поколений людей в состав общества)
Вопрос 55.Ценности их роль в жизни общества и человека .Типология ценностей
Ценности – социальные и культурные свойства объектов окружающего мира, имеющие положительные или отрицательные значения для человека и общества.
Ценности присуще самим явлениям действительности, т.е. существуют объективно, однако они обнаруживаются только при взаимоотношении человека с этими явлениями действительности.
Философская наука, занимающаяся изучением природы ценностей, называется аксиология.
Типология ценностей:
1.Об особенностях объекта ценностных отношений:
- материальные –это полезные или вредные для человека средства действительности. К ним относят:1)природные ценности(залежи полезных ископаемых, плодородные земли, реки);2)экономические ценности(процесс труда,собственности; материальные блага);
- духовные – это явление общественного сознания, выражающего общественные интересы людей в идеальной форме;
- политические – это понятия о демократии, свободе или диктатуре, тоталитарном режиме;
-правовые – это понятия о законном и незаконном;
- моральные - это представления о добре и зле, о допустимом и запретном;
- эстетические – это представления о прекрасном и безобразном, возвышенным и неизменном, красоте, гармонии;
- религиозные и атеистические – это представления о существование или отрицание Бога;
- философские - это представления о материи, сознание;
- научные – это представления об истине, заблуждении.
Особенностью духовных ценностей является то, что они не просто обозначают полезные или вредные для человека средства действительности, а также обязательно выносят оценку этим свойствам, т.е. духовные ценности являются нормативными, формируются в виде установок, оценок, запретов, целей проектов. Система духовных ценностей в каждом обществе выступает в качестве регулятора всех сторон общественной жизни.
Выделяют по второй типологии 3 вида ценностей:
По особенностям субъекта носителя ценностей
1)индивидуальные;
2)коллективные;
3)право на жизнь, свободу.
Ценностные ориентации личности – это убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, устойчивые принципы поведения политического характера, правовые, нравственные, эстетические, религиозные или атеистические и философское мировоззрение.
Вопрос 56. Глобальные проблемы современности : сущность и основные типы. Научное прогнозирование будущего.
Глобальные проблемы- это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
Список глобальных проблем:
1.Экологические проблемы. Они требуют от ученых, экспертов, государственных деятелей, промышленников и предпринимателей повышения ответственности за последствия и результаты их деятельности, а также усиления контроля со стороны государственных, правительственных структур за осуществлением предполагаемых проектов и разработок.
2.Сохранение мира на земле. Развитие различных видов оружия массового уничтожения (ядерное, водородное, нейтронное, химическое, бактериологическое и т. д. ) привело к тому, что всех накопленных арсеналов достаточно для многократного уничтожения человечества, да и всего живого на планете.
3.Демографическая проблема. Демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых.
4.Продовольственная. Заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия(недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых.
Преодоление отсталости отдельных стран и регионов.
Борьба с алкоголизмом и наркоманией.
Сохранение культурного наследия.
Проблнма приоритета.
– Конец работы –
Используемые теги: Философия, Предмет, структура, Функции, Роль, философии, жизни, общества0.109
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов