К.Маркс(1818-1883);Энгельс(1820-1895);Ленин(1870-1924).

Новые положения Маркса и Энгельса:

1)Разработали диалектику материальной философии, т.е они соединили диалектику и материализм в одном учении. До них в основном разрабатывали идеалисты(Гегель),а материализм оставался метафизичным.

2)Преодолели созерцательность т.познания, предшествующего материализма. Ввели практику в объяснение процесса познания.

3)Впервые разработали материалистическое понимание истории. Ввели новое понятии характеризующее общество-общество экономических фармаций (ОЭФ).Этап в развитии общества характеризовался определённым уровнем развития производственных сил, а также базисом и идеологической надстройкой .Производственные отношения и силы во многом определяется материальными условиями их жизни. Базис определяет надстройку.

Производственные отношения -это отношения складывающиеся между людьми по поводу потребления, распределения материальных благ.

Маркс и Энгельс выделяли 5 фармаций: первобытнообщинная,рабовладельческая,феодальная,капиталистическая, коммунистическая(социализм 1 фаза).К.Маркс «Тезисы о Фейербахе» -роли практики в познании и в истории .К.Маркс работа «Капитал» -разработал материалистическую диалектику на экономическом материале. Маркс показал, как действуют категории диалектики, на основе экономики изложил материалистическое понимание истории.

«Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В этих работах Энгельс разработал материалистическую диалектику. Подверг критике учения Гегеля и Фейербаха. Сформулировал основные вопросы философии и изложил материалистическое понимание истории.

Ленин политизировал философию, т.е связал философскую теорию с политической борьбой пролетариата. Основные работы «Материализм и эмпириокритицизм», где дана критика популярного в то время эмпириокритицизма (субъективно-идеалистическое учение). В то время развил положения материалистической теории познания. В этой книге произвёл анализ кризиса в физики. «Философские тетради» -центральная темам истории и т.диалектики. «О значении воинствующего материализма»- изложена программа дальнейшего развития диалектико -материалистической философии СССР.

Марксистская философия в послеленинский период. Выделяют 3 этапа:

1)1924-1930(марксистская философия могла свободно развиваться, проводились дискуссии).

2)1930-по сер.50г.(философия превратилась в догматизированную, использовалась для гонения инакомыслящих).

3)сер50г.-по наст. время(диалектико-материалистическая философия получила возможность свободно развиваться и на этом этапе разрабатываются как традиционные так и новые проблемы(ценностей, прогноз будущего ), а также проблемы НТР и её соц. Последствий, а также глобальные проблемы человека.

Развитие науки в XX в. подтвердило многие положения марксизма, но в то же время показало и его ограниченность, кот. проявилась в следующих моментах: 1) явная недооценка потенциальных возможностей капитализма, его способности видоизменяться и находить оптимальные формы своей жизнедеятельности; 2) однозначное признание буржуазии реакционным классом, неспособным к социальному творчеству; 3) преувеличение достоинств пролетариата как самого передового и организованного общественного класса; 4) недооценка роли личности в историческом процессе.