Позитивизм и его исторические формы.

Позитивизм - положительная или правильная философия. Это эмпирическое субъективно-идеалистическое течение в Западной философии, признававшее истинным только эмпирические, опытные науки и отрицавшее ценность теоретического знания. Вся прежняя философия была объявлена ложной т.к её содержание не поддавалось опытной проверки с помощью ощущений человека. Позитивисты объявили о создании новой, нейтральной философии. На самом деле они повторили основные положения субъективного идеализма и агностицизма, слегка замаскировав их терминами взятые из конкретных наук. Пример: ощущения-элементы мира.

Позитивизм в своём развитии имеет 3 этапа:

1)ранний (появился в 30-е года 19 в) Конт , Миль, Спенсер.

2)махизм (или эмпириокритицизм) Мах, Авенариус, Богданов(70-90е г. 19в)

3)неопозитивизм(20е г. 20в)Шлик, Карнап, Рассел, Видгенштейн.

Огюст Конт ввёл позитивизм и объявил о решительном развитии с традиционной философией и объявил задачей позитивной философии обобщение конкретно-научных данных. Любая наука в том числе и позитивная не должна раскрывать сущность предметов, а должна лишь регистрировать явления -феноменализм.

Спенсер утверждал, что философия отличается от частных наук только количественно т.е высокой степенью обобщения знания. Внёс элементы агностицизма. Он вслед за Контом делил мир на познаваемое (мир явлений) и непознаваемое (мир сущностей).Разработал биологизаторскую концепцию общества.

Милль считал , что всё знание человек получает из опыта и что объектом изучения являются ощущения людей. Сводил материю и сознание к ощущениям человека.

Эмпириокритицизм-критика опыта, под опытом понимается не эксперимент, а чувственный опыт человека и его ощущения. И критика опыта сводилась к критике матер.точки зрения на опыт. Согласно которой за ощущениями есть предмет , который вызывает эти ощущения. Махисты заявили ,что ощущении нет предмета, ощущения это последняя реальность.

Махисты разработали 4 теории:

1)т.элементов мира-мир состоит из элементов под которыми понимаются ощущения, первоначальный элементы мира. они нейтральны(не психические и не физические)всё зависит от тоски зрения, т.к когда мы имеем ввиду предметы, то элементы мира становятся физическими, а когда ощущения- психическими. От того что элементы назовут физич. они не перестанут быть ощущениями.

2)т.принципиальной координации: существует 2 вида реальностей Я- сознание людей и НЕ Я -природа и общество-которое находится в координации. Этот термин предполагает равноправие сторон, но у них сводится к субординации, т.е к подчинению природы и общества к сознанию человека ,т.к Я является главным в координации.

3)т.экономии мышления- отказ от удвоения мира, которое допускают материалисты и признать что существует только Я и ощущения без материи.

4)т.критики интроекции. Обвинили материалистов в том, что они вкладывают мысли в мозг. Мысль не в нас, а перед нами, т.е мысль и предмет одно и тоже.

Богданов разработал учение эмпириокритицизма и вместо понятия индивидуального опыта ввёл понятие коллективный опыт.

Неопозитивисты видели задачу философии в виде исправления языка и научного и разговорного в соответствии с требованиями логики. Философия не должна быть учением о природе общества и познания, а должна лишь исследовать языковую форму имеющегося знания. Главной характеристикой знания неопозитивисты объявили наличие смысла знания. А в науке главной характеристикой признаётся истинность знания. По наличию смысла все предположения делили на 3 группы:

1)бессмысленные(жаренный лёд).

2)предположения имеющие не научный смысл (теоретич. предположения, которые невозможно проверить на истинность с помощью ощущений).

3)предположения имеющие научный смысл. Допускают опытную проверку. И только эти предположения могут быть истинными или ложными.

В неопозитивизме 2 течения:

1)логический анализ (реформирование научного языка (Шлик,Рассел ,Карнап)).

2)лингвистический анализ(реформирование разговорного языка(Вингинштейн)).

Основные принципы говорят об усл. истинности знания:

1)верификации(истинным будет любое предложение, которое подтверждается ощущениями человека)

2)физикализм (истинным будет любое предложение, которое подтверждается данными физики)

3)феноменализм (заключается в том, что наука ограничивается описанием явлений не проникая в их сущность т.к сущность сводится к сумме явлений)

4)конвенционализм(истина есть результат производственного соглашения учёных и критерием истинности является мнение большинства)


20.Современные течения западной философии: герменевтика и структурализм.

Герменевтика-это философская теория, понимание и истолкование текстов. Наиболее авторитетным представителем современной герменевтики является нем. философ Гадамер.

Основные положения герменевтики:

1)знание о мире человек получает не из наблюдений над миром, а путём понимания и интерпретирования текстов.

2)методологической базой интерпретации служат не научные положения ,а убеждения здравого смысла, а наука является препятствием пути познания истинного бытия и поэтому герменевтика должна вступить в антинаучный оборонительный союз с такими областями деятельности как искусство, религия, история ,язык.

3)нужно заменить научный способ познания мира, базирующийся на объяснении предметов процессов новым герменевтическим способом познания, базирующимся на понимании текстов.

Понимание-это отношение человека к миру через текст. Ключевую роль в понимании играет язык. Язык с помощью входящих в его состав понятий задаёт человеку исходные схемы ориентации в мире. Основной вопрос философии герменевтики решается в духе объективного языкового идеализма, поскольку первичным по отношению к материальному миру является язык. Язык явл. первичным в конструировании мира для человека. Состоит в диалоге прошлого с настоящим и герменевтик должен опираясь на текст создать смысл текста заново используя интеллектуальный багаж человека (т.е герменевтик должен смотреть не глазами автора, а своими собственными глазами). Сильная сторона герменевтики заключается в привлечение внимания к культурно-исторической обусловленности понимания текста , а недостаток критики научного способа познания.

Структурализм. В 50-60е г. 20в. Был распространён на соц.- культурную сферу. Основные представители Леви-стросс, Фуко, Барт. Центральное понятие - структуры, которое означает совокупность отношений между элементами системы. Эти отношения остаются неизменными при различных преобразованиях системы. Структура -уст. Скелет. В химии структура-это кристаллическая решётка. Однако понятие структуры в структурализме было истолковано объективно -идеалистически. Структура признавалась важнее элементов и первичнее истории.

Основные идеи по Леви-строссу:

Изучая явление культуры нужно обращать внимание не на элементы, а на структуру. Изучая явление культуры нужно рассматривать их синхронно, отвлекаясь от их развития. Приоритет в исследовании культуры принадлежит структурам, а не субъектам. Леви-стросс изучал мифы и ритуалы разных народов, которые никогда не контактировали между собой и обнаружил, что в мифах и ритуалах есть одни и те же структуры. Одни и те же персонажи, одни и те же сюжеты. Структуры определяют мышление людей и древних и современных. Позже Фуко назвал эти структуры эпистемами(коды культуры, универсальные построения культуры, характеризующие ценности данной культуры). Выделял три эпистемы: возрождённую, классическую и современную. Современную характеризуют 3 структуры: жизнь, труд, язык. Отрицательная сторона структурализма –антиисторичность.