Философия прагматизма

Прагматизм – субъективно-идеалистическое учение, возникшее в 70-е гг. 20 в в США. Название получило от греческого слова «прагма» - дло, действие. Представители: Ч.С.Пиррс, У.Джеймс, Дж.Дьюи.

Объявили всю прежнюю фил-ию в отрыве от жизни и заявили, что фил-ия должна давать людям практ. знания о том, как лучше поступить в той или иной жизненной сит-ции. Они дают всем универс. совет: поступать нужно так, чтобы дей-е чел-а приносило ему выгоду, пользу, приводило к успеху. Смысл ж-ни в том, чтобы занять удобное место под солнцем. Чел., стремящ-ся к успеху, должен руковод-ся не теорией, а инструкцией и здравым смыслом, т.к. если долго раздумывать, то можно упустить свой шанс.

Осн. хар-ки прагматизма:

1) Прагматизм – суб. идеализм, т.к. единств. вещ-во мира – чувственный опыт чел-а, т.е. ощущ-я, эмоции, воля

2) Утилитаризм проявляется в том, что делать нужно то, что выгодно отдельному чел-у

3) 3) В теор. познания им присущ эмпиризм с элементами иррационализма, т.к. они негативно относятся к знаниям, утверждая, что для успеха нужно не столько знать, сколько уметь; роль мышления – обслуживать практ. деят-ть людей.

Родоначальник – Ч.С.Пиррс – утверждал, что познание представляет собой переход от сомнений к вере ( псих. увер-ти в себе). В науке счит-ся, что познание – переход от незнания к знанию. Истина у Пиррса объясн. в духе традиц. рацион-ма как общее принудит-е верование.

У. Джеймс: учение – радикальный эмпиризм, т.к. реальность он сводил к чувств. опыту чел-а, под кот. понимал поток сознания, вкл. в себя 3 группы псих. явл-ий: ощущ-я, эмоции, волевые побуждения - причем предметы не даны в опыте в явном виде, а вырезаны из опыта усилиями воли чел-а – желанием. Реальность – не практич. измен-я, а лишь измен-е содержания сознания чел-а, когда в общем потоке сознания выдел-ся то, что в данный момент времени важно для чел-а.

Джеймс выводил новые парадигмы, критерии истины знания - индивид. выгода, польза, успех.

Дж.Дьюи: центр. понятие – опыт, под кот. он понимал поток сознании чел-а. Его учение – инструментализм, т.к. он рассмотрел понятия «идеи» как инструмент. ср-ва, практич. деят-ть людей, с пом-ю кот. происходит приспопобление чел-а к среде. В науке понятие «идеи» рассматр-ся как средства познавательной деят-ти. По мнению Дьюи, процесс познават. деят-ти идет не от личного сомнения к вере, а от безличной проблемной ситуации к определенной (решению ситуации). Однако и проблема и решение сит-ции возникают не в реальной жизни, а в сознании чел-а. Под истиной Дьюи понимал эффект-ть избранного способа решения проблемы.

Т. о. прагматизм исказил процесс познания, придав познанию утилитарный хар-р; роль мышления сводится к обсуждению практич. деят-ти людей, а истина была превращена из гноссеологич. понятия в оценочное.

 


22. Экзистенциализм: сущность, разновид-ти, осн. понятия.

Экзистенциализм – это фил-ое учение 20-го в., в центре внимания ко-го нах-ся проблема уникальности чл-го сущ-ия и поиска смысла жизни.

Экзист-ты заявили, что прежняя фил-ия была обесчеловечена и представляла собой либо фил-ия вещей (материализм), либо фил-ию идей (идеализм).

Специфику сущ-ия чел-а они видели в своеобразии эмоц. переживаний,связанных с поиском смысла жизни и не обращали внимания на своеобразие мыслей, поступков и результатов деят-ти чел-а.

Соответственно призмой, через кот. у них рассматриваеся мир, явл-ся эмоции, а не ощущения, как это было в предшествуюшем субъектизном идеализме.

Эмоции они называли смотровыми окошечками, через кот. диден мир.

Поскльку эмоции не контролир-ся разумом, то это учение явл-ся иррационал-ким вариантом суб-го идеал-ма.

У истоков экзист-ма нах-ся русские религиозные философы: Лев Шестов и Николай Бердяев.

Учение разрабатывалось накануне 1-ой мир. войны. Во время 1-ой М.В. экзист-м формир-ся в Германии (предст-ли: М.Хайдеггер, К.Ясперс)

Во время 2-й М.В. и после нее экзист-м формир-ся во Франции (Г.О.Марсель, А.Камю, Ж.П.Сартр)

В экзист-ме выдел. 2 разновид-ти:

-- религиозный (Шестов, Бердяев, Ясперс, Марсель)

-- атеистический (Хайдеггер, Сартр)

Экз-ты рассм. жизн. путь чел-а с т. зрения антологической триады:

Мир --- Бытие в мире (экзистенция) --- Бытие (Бог, Ничто, транстенденция)

Мир – повседневная жизнь чел-а; самый худший вид бытия, т.к. чел. при общении с др. людьми поступает стереотипно и не имеет возможности проявить свою индивидуальность. Большинство людей так и живут этой бездумной жизнью, не задумываясь над тем, зачем они пришли в этот мир. Небольшой круг духовной аристократии задумывается над смыслом жизни; им доступен переход в состояние экзистенции.

Чтобы погрузиться в экзистенцию, нужно отрешиться от повседневных забот и погрузиться в эмоциональные переживания, связ-е с поиском смысла ж-ни.

Состояние экзистенции не отвечает на ? о смысле жизни, поэтому чел. с надеждой смотрит на 3-ий вид бытия – потустороннее Бытие, в кот. чел. оказ-ся после смерти.

3-ий вид бытия – засасывающая в себя бездна (у Хайдеггера), свалка студенистой слизи (у Сартра).

Приблизиться к 3-му виду бытия чел-у помогает пограничная ситуация (между экзистенцией и потусторонним Бытием) – когда чел. оказ-ся на грани между жизнью и смертью и испытывает сильнейший эмоц. стресс (отриц-е эмоции), проявл-ся в экзистенциальном страхе, в отвращении к жизни, скуке, тошноте, чувстве вины.

Вывод: жизнь абсурдна и не имеет смысла, но таковой ее сделал 20-й в с его пороками.

Осн. черты экзист-ма:

· экз-м – суб. идеализм, т.к. первичны эмоции

· иррационализм, кот. встречается в 2-х видах:

- гноссеологич. ( мир познается не логич. сред-ми, а посредством описания эмоций)

- онтологич. (мир иррационален, неразумен и явл-ся царством хаоса, случайности, анархии, абсурда)

· индетерминизм – поведение чел-а представляет собой ничем не ограниченный. бессмысленный произвол.

· этический (нравств.) релятивизм – «не обязательно следовать принятым в общ-ве нормам. У каждого чел-а своя мораль, т.е. чел. ведет себя нравственно, если он готов нести ответственность за свои поступки, даже если они безнравственны или даже противозаконны с т. зр-я общества»

· крайний индивидуализм – выход из полит. и дух. кризиса закл. в бегстве (духовном) от общества.

· пессимизм в оценке будущего

Значение экзистенц-ма:

1) заставил людей задуматься над проблемами, кот. классич. фил-ия почти не обсуждала:

- проблема уникальности каждой лич-ти;

- проблема смысла ж-ни

2) явился протестом против пороков 20-го в.: мировые войны, тоталит. режим.

Под влиянием экз-ма в 1948 г. была принята Декларация прав чел-а, по кот. жизнь и неприкосновенность лич-ти были объявлены высшими ценностями.