Религиозная философия 20 в.

Неотомизм – официальная фил-ия католич. церкви с конца 19 в.; был разработан на базе учения Фомы Аквинского. Предст-ли: М.Шильсон (Фр.), Махейнаский(Герм.)

Неотомисты не признавали себя идеалистами и объявили, что их философия – 3-я линия; называли свое учение реализмом из-за того, что у них речь идет о законах видов реальности:

1 – природное бытие (неживая, живая природа)

2 – сверхприродное бытие (чел., общ-во)

3 – чистое бытие (Бог)

Бог – высшая реальность => их учение – объективный идеализм

Проблемы:

1) Соотношение материи и формы

2) Док-во гармонии, веры и разума

3) Религ-е истолкование чел-а и общ-ва

(1) В неотомизме материя – материал, сырье для творчества. Материя сущ. только в возмож-ти. Она пассивна и не имеет конкретного облика. Дух. форма создает из пассивной материи все предметы и организмы.

Выдел. 4 вида форм:

· формы предметов

· души людей

· ангелы

· Бог – высшая творч-я дух. форма. (Все формы духовны)

(2) Неотомисты заявили, что вера и разум имеют общий предмет – познание Бога. Разум не противоречит вере, а укрепляет ее. Источником веры является божественный разум, а источником разума – сознание чел-а. В науке вера – божеств. подсказка.

(3) Чел. и общ-во неотомисты рассматривали не исторически. Чел. и общ. – продукты творения Бога и потому они не нуждаются в развитии.

Чел-а рассм. как двойственное сущ-во, имеющее греховное смертное тело и бессмертную душу. Чел. неизменен на протяжении всей истории.

Неотомисты отрицали ценность земной жизни чел-а и земных благ. Смысл жизни – служение Богу. Жизненный путь чел-а – затянувшееся путешествие в Землю Обетованую, в Царство Божье.

Неотомисты отрицали общий прогресс и рассматривали историю как совок-ть событий, в кот. воплащен божественный план.

Тейяр де Шарден жил в 1-ой половине 20 в во Франции. Он решил обновить католическое вероучение и внёс элементы эвалюц.теории в религио-е объяснение.

Адам не был сотворён самим Богом, он появился в ходе эволюции Вселенной и вмешательство Бога заключалось в следующем: Бог запланировал цель эволюции, Бог был регулятором данного процесса т он явл-ся конечным пунктом эволюции чел-а. И поэтому она назвал Бога-точка Омега.

Эволюция Вселенной вкл в себя 4 стадии:

1)преджизнь -на ней появл-ся неживая природа-литосфера.

2)жизнь- возникает живой покров Земли- биосфера.

3)мысль- появл-ся чел-к. Ноосфера- сфера разума.

4)сверхжизнь- единение душ людей в космич. Христе после завершения земной истории.

Учения его сочетают в себе мистич. пантеизм и объект. идеализм. Об. идеализм-Бог находится на небе. Пантеизм-Бог присутствует на Земле в виде психич. дух. энергии- радикальная энергия.

Сущ-ть радикальной энергии сост. в понятии «любовь». Самым слабым проявл-ем любви явл. притяжение.

Тейяр де Шарден был лишён религиозного сана и его выслали из Франции. Он уехал в Китай и занялся археологией.

Что не устраивало катол. церковь?

1)элементы теор. эволюции при объяснении происх-ия чел-а

2)пантеизм

3)признание ценности земной жизни чел-а и земных благ.

4)вера Тейяра де Шардена в возм-ть обществ-го процесса, вера в то, что наука обеспечит обществ. прогресс и в результате вокруг земли образ-ся ноосфера и новая оболочка, кот. будет пробуждать людей к разумным поступкам и будет ускорять обществ.прогресс.