Закон отрицания отрицания

Этот закон характеризует траекторию процесса развития и называет спираль такой траекторией.

Сущ. 2 вида отрицания:

1. Метафизич. отрицание – уничтожение предмета, полное отрицание, линия развития прерывается

2. Диалектическое – видоизменение предметов. Предмет перех. в качественно новое состояние, линия разв-ия продолжается, например: проращение зерна.

Для диалектического отрицания хар-но снятие. Оно вкл. в себя 3 момента:

- уничтожение старого предмета

- возникнов. нового предмета

- сохр-е положит. св-в стар. предмета в нов. предмете

Формулировка закона: диалектич. отрицание не уничтож. полностью развивающ-ся предмет, а только видоизменяет его. В результ. предмет прех. На качественно нов. стадию разв-я, при этом сохр. всё положит. содержание предшествующих стадий разв-я предмета, и траекторией разв-я явл. спираль.
Виды спирали:

 

1

       
   
2-е отрицание-новые зерна
 
 
1-е отрицание-стебель

 


2     3    

 

Развитие может идти в 3-ех направлениях:

1. Прогресс (усовершенствование)

2. Регресс ( деградация, упадок)

3. Одноплоскостное развитие

Метафизики рассматривают развитие как движение по замкн. кругу либо как движение по прямой.

 

 


36. Категории диалектики:единичное, особенное, общее, часть и целое, элемент, стуктура, система.

Единичное – один типичный представитель какого-либо класса однородн. предметов

Общее – закономерный признак, присущий всем единичным предметам одного класса. Общее объедин. единичные предметы в единое целое.

Особенное – единство единичного и общего, т.е целостная система, в котор. каждый единичный предмет занимает предназнач. ему место и в котор. все предметы нах-ся в закономерной взаимосвязи.

Например, в периодич. системе Менделеева единичное - отдельно взятый хим.элемент; общее –признак, по котор. эл-ты расставлены по порядку(атомная масса); особенное – период.система в целом.

2 вида общего:

1. Абстрактно-общее фиксирует второстеп., несуществ. признаки предметов

2. Конкретно-общее фиксир.главные, закономерные признаки предметов.

Абстрактно-общее определение чел-ка – двуногое существо без перьев

Конкретно-общее – сущ-во разумное, деятельное, общественное.

Метафизич. искажение этих категорий встреч. в реализме и номинализме

В реализме общее предшеств. единичному. В номинализме общее существует после единичного по носителю условного хар-ра. В объект. идеализме общее предшествует единичному в виде понятия об этом единичном предмете.

Часть – сов-ть элементов, входящих в состав целого

Целое – сов-ть частей, а также сов-ть взаимосвязей между частями, причем эти взаимосвязи наделяют целое новыми интегративными св-ами.

Антиномии целостности:

1) Целое есть сумма частей

Целое больше суммы частей

2) Части предшеств. целому

Целое возникает раньше частей

Оба не точны; части и целое сущ. одновременно

Познание нужно начинать с целого. Познание идёт от целого в общем виде к частям, затем снова к целому, которое рассматривается как расчлененное на части

Типы целостности:

- органическое целое (связи между частями прочн., носят причинный хар-ер, внутр. связи преобладают над внешними(например студенческая группа))

- неорганическое целое (связи между частями неточны, носят простр-временной хар-ер, внешн. связи преоблад. над внутр.(например толпа на перекрёстке)

Элемент – простейшая неделимая единица стр-я системы

Структура – сов-ть устойчив. связей между эл-ами, обеспеч. целостность и качество системы.

Структура выражает те связи, котор. остаются неизмен., при различных преобр. системы

Система – множ-во эл-тов с отношениями и связями между ними, образующ. целостность

Виды систем:

1. Материальная (сюда относ. системы неорганич. природы (физ.тела, геолог.системы, хим.эл-ты), живые системы(орг-мы, биосфера), соц.системы(организации, объедин., техн.системы))

2. Абстрактная система ( явл. продуктом чел.мышления , к их числу относится понятия, гипотезы, теории, научн. картина мира)

В научн. познании применяют метод системн.анализа, котор. явл. конкретизацией диалект. метода. Он вкл. в себя 4 этапа:

- расчленение системы на составн. эл-ты и изучение этих эл-ов

- выявленеи связи между эл-ами ( изуч-е структуры)

- раскрытие взаимод-я данной системы со средой, т.е изуч-е функций системы

- опред-ие генезиса, т.е происх-я и развития изучаемой системы

 

 


37.Категории диалектики:содержание и форма,сущность и явление.Содержание-упорядоченная совокупность элементов,образующих какой-либо целостный предмет,процесс.

Форма-способ связи элементов содержания.Например: в художественной книге содержание-события,а внутренняя форма-сюжет,последовательность событий,внешняя форма-оформление книги.

Диалектика взаимосвязи содержания и формы-ведущей стороной является содержание,т.к форма зависит от природы тех элементов,которые упорядочиваются с помощью формы.

Форма оказывает активное обратное влияние на содержание,т.е форма может ускорять или замедлять развитие содержания,может вступать с ним в противоречие.

Пример:Производительные силы-содержание способа производства,а производственные отношения-форма способа производства.

Форму нельзя отрывать от содержания,т.к иначе это приведёт к бюрократизму в работе и к абстракционизме в искусстве. Одно и тоже содержание может облачаться в различные формы.Пример:частная собственность встречается в виде индивидуальной собственности,акционерной собственности,и гос-ой.Одна и таже форма может быть наполнена различным содержанием.Пример:формулы можно применять к решению различных задач.

Сущность-совокупность внутренне устойчивых,необходимых всеобщих связей между элементами системы.Главное-закономерность в предмете;сущность фиксирует характерные особенности предмета.

Явление-проявление во внешнем облике предмета.Явление содержит в себе какую-то сторону сущности,а также отпечаток среды,в которой существует предмет.

Сущность более устойчива,она сохраняется до тех пор,пока существует предмет,а явления могут сменять друг друга при изменении среды.Пример:сущность товара-его стоимость,которая определяется затратами на его производство.Явление товара-его цена,которая определяется помимо затрат спросом и предложением.Среда может затемнить сущность,маскировать её;тогда явление выступаетт как прямо противоположно своей сущности(видимость).Пример:солнце всходит и заходит,земля вращается).

Метафизики искажают взаимосвязь этих категорий (в агностицизме Канта-сущность непознаваема(вещь в себе)).

В объективном идеализме сущность предшествует явлению в виде понятия о предмете(идеи Платона).


38.Категории диалектики:причина и следствие,возможность и действительность,необходимость и случайность.Причина-это явление,которое порождает другое явление,либо изменяет другое явление.Следствие есть результат действия причины,т.е те изменения,которые вызвала причина.Причинность-такая форма связи между предметами,при которой изменение одного предмета с необходимостью приведёт к изменению др предмета.в истории философии высказывают две противоположные точки зрения на причинность:

1)причина-следствие,а следствие пассивно по отношению к порождающей его причине(метафизическая точка зрения).2)причина=следствие(взаимодействие)-диалектическая точка зр.Возникновение руки привело к развитию сознания,развитие сознания привело к дальнейшему развитию руки.

Типы взаимосвязей между причиной и следствием:1)Одна причина вызывает несколько следствий(огонь может вызвать тепло,огонь,дым);2)Несколько причин вызывают одно следствие(спичка,зажигалка,молния-вызывают огонь);3)Следствия одной и той же причины постепенно проявляются одно за другим (П-С1-С2-С3цепные реакции в химии)

Детерминизм, индетерминизм

Детерминизм-учение,признающее объективность к всеобщему характеру причинности.

Индетерминизм-учение,отрицающее либо объективных характер причинности,либо её всеобщность.Индетерминисты:Юм,Кант(причинность-свойство сознания человека),маххисты(не везде действует причинность).

Возможность-бытие нового в потонциальном состоянии;проявляется в тенденции развития предметов.

Действительность-реализованная возможность,или всё существующее в настоящий момент времени

Возможность так же объективна,как и действительность,а первичной является действительность,т.к материальный мир существует вечно,и именно

действительность порождает возможности.

Превращение возможности в действительность происходит при наличии 2ух факторов:1)наличие соответствующих условий;2)наличие деятельности людей или действия стихийных сил природы;

Виды возможностей:1)по степени вероятности превращения возможности в действительность выделяют 2 вида возможностей:

-формальные(редко превращаемые)

-реальные(часто)

2)по срокам превращения в действительность выделяют абстрактные возможности и конкретные.Для превращения абстрактных,с ещё не сложившимися подходящими условиями;для конкретных-есть необходимые условия.

3)Необходимость-тип связей и отношений предметов,определяемый внутренними существенными устойчивыми всеобщими факторами,т.е главными факторами; а случайность-тип связей и отношений предметов,определяемый внешними несущественными,неустойчивыми единичными факторами,т.е побочными факторами.

Диалектика утверждает, что необходимость и случайность взаимосвязаны друг с другом, т.е случайность всегда сопутствует необходимости и представляет собой форму проявления необходимости и её дополнение.

Матафизика искажает взаимосвязи этих категорий проявляясь в фатализме и волюнтаризме.

Фатализм(фатум-рок,судьба) абсолютизирует необходимость и отрицает случайность.

Волюнтаризм(воля) абсолютизирует случайность,которая доводится до произвола.


 

 


40.Проблема человека в философии.Биологическое и социальное.Проблема антропосоциогенеза,основные концепции.Поскольку человек представляет собой единство противоположных начал(души и тела,социального и биологического),то в истории философии человека рассматривают в основном с двух точек зрения. 1)Человек-гармоничное существо,в котором душа и тело,социально е и биологическое находятся в единстве.2)Человек-внутренне противоречивое существо,в котором происходит борьба духовного и телесного,социального и биологического.

В Др.Греции человека рассматривали как целостное гармоничное существо.Эта гармония между душой и телом обеспеченна единством человека и космоса.Человек,как часть космоса,подчинён «закону логоса»,который делает человека гармоничным.В Ср века в христианстве и религии,философии человека рассматривали как раздвоенное существо,в котором разум и тело находятся в непримеримом конфликте,т.к разум человеку даёт Бог,а тело-природа.Разум возвышает человека,а тело толкает к греху. Намечалось понимание человека как личности,отвечающей за свои поступки,т.к Бог наделил человека свободой вооли.

В эпоху Возрождения возврощаются опять к идеалам античности,рассматривают человека как гармоничное существо,в котором душа и тело находятся в согласии,причём приоритет отдаётся телесным земным радостям.В эпоху Возрождения выдвигается идеал человека как всесторонне развитой личности,были сформированы идеи гуманизма.

В Новое время человека снова рассматривают с дуалистической позиции,но дуализм души и тела имеет не религиозную,а механистическую основу(Декарт,Ламетри).В классической немецкой философии человек рассматривается как жив целостность.Но обоснованию целостности человека даётся разное в идеализме и материализме.

В идеалистическом учении Гегеля душа и тело едины,т.к они являются продуктами логической сущности.

В материалистическом учении Фейербаха целостность человека объясняется тем фактом,что он является продуктом развития природы.

В ХХ веке в Зап.Европе человека рассматривали как противоречивое существо;однако противоречие перемещалось в другую плоскость,в сферу внутреннего психического мира человека.Во фрейдизме рассматривалось противоречие между биологически обусловленной структурой психики «оно» и социально обусловленными структурами «я» и «сверх-я».

В экзистенциализме противоречие мужду биологическим и социальным проявляется в конфликте между биологически обусловленными уникальными переживаниями(эмоциями) и стандартными мышлением,которые навязываются человеку обществом.

В диалектико-материалистической философии(с сер XIX в) человек рассматривается как всесторонне развитую,гармоничную личность,в которых природное и социальное находятся в согласии.

Проблема антропосоциогенеза

Существует 5 основных гипотез происхождения человека:

1)Религиозная(Бог создал Адама.Проблема:потомки одной брачной пары не могут образовать новый биологический вид.

2)Эволюционная.Человек возник из животного мира,вследствие борьба за существование.Прблема:не могут найти останки животного-предка человека.Но в пользу этой гипотезы говорят,что генотип человека идентичен генотипо шимпанзе на 96%.

3)Трудовая.Дополняет эволюционную.С появлением первобытных людей начинают действоват социальные закономерности развития человека и общества. Проблема в том,что эволюция человека и общества шла невероятно быстрыми темпами.

4)Космическая.Земля-лаборатория,пробирка,в которой проводят эксперименты внеземные цивилизации.

5)Гибридная.Дополняет космическую.Человек-биологический гибрид между полудикими земными людьми и представителями внеземных цивилизаций.

Э. Фон Дэникен («воспоминания о будущем»).Первые люди появились 3-3,5 млн лет назад.Люди современного биологического вида-100 тыс лет назад.

Человек-высшая ступень развития живых организмов на Земле;продукт и субъект общ-ой деят-ти и культуры.1)Биологические и психологические кач-ва-врождённые.2)Социальные кач-ва-приобретённые в процессе жизни общества.

К биологическим качествам человека относятся анатомические и физиологические особенности организма;половые,возрастные особенности;продолжение жизни;биологически обусловленная потребность в пище,жидкости,кислороде,отдыхе,сне.

Психологические качества.Темпераменты:сангвиники,холерики,флегматики,меланхолики.

Социальные качества:образование,профессия,идеалы,интересы,увлечения(политические,правовые,нравственные).

Человек-существо биосоциальное,в которых биологические факторы проявляются под контролем соц факторов.