Познание – вид духовной деятельности, заключающийся в постижении окружающего мира и самого человека. Познание есть отражение мира в представлениях, понятиях, гипотезах, теориях.
Познание – общественно-исторический процесс получения, накопления и совершенствования знаний о мире.
Познание – активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека.
Субъект познания – отдельный индивид, коллектив или общество в целом, обладающие сознанием и волей, практически действующие и оценивающие. Особенности субъекта познания: уровень культурного и интеллектуального развития, компетентность, психическое состояние. Субъект познания является общественно-историческим представителем своей эпохи, реализующим в процессе познания общественные цели.
Объект познания – фрагмент действительности, на который направлена познавательная активность субъекта.Выбор объекта обусловлен уровнем развития знаний и потребностями производства.Объектами являются: природа, общество, человек, объективный и субъективный миры человека, продукты интеллектуальной и художественной деятельности человека.
Основные философские концепции познания:
1. Диалектико-материалистическая – процесс познания – свойство мозга, кот. заключается в субъективном отражении действительности в сознании человека. Результат познания – образ объекта, представляющий собой идеальную копию объекта. Познание – активный процесс, в кот. познающий субъект практически воздействует на объект, изменяет его. Субъект познания – общественно-историческое существо. Познание – диалектический процесс перехода от менее точного и полного знания к более полному и точному знанию, т. е. в итоге получается объективная конкретная истина.
2. В концепции познания, разработанной метафизическим материализмом допускаются ошибки:
· Натурализм в понимании субъекта познания; пример: Фейербах рассматривал субъект познания, человека как природное, биологическое существо;
· Созерцательность, т. е. непонимание роли практики в познании;
· Непонимание диалектического характера процесса познания (диалектики абсолютной и относительной истины).
3. В объективно-идеалистическихконцепциях познания источником знания считается не материальный мир, а духовное начало; пример: «мир идей» у Платона, «абсолютная идея» у Гегеля. Платон: знание носит врождённый характер: душа, вселяясь в тело, приносит с собой набор знаний из «мира идей». Теория познания сводится к воспоминаниям. Гегель: человек получает знания из наблюдений над действительностью, но человек находит в мире то знание, которое заложено в мире абсолютной идеей, т. е. человек познаёт след логической идеи.
4. В субъективно-идеалистических концепциях познания утверждается, что человек познаёт не материальный мир, а свои собственные психические процессы(эмоции, ощущения), которые являются единственной реальностью. Пример: Махзаявлял, что не тела вызывают в нас ощущения, а комплексы ощущений вызывают тела. Субъективные идеалисты считают свойства предметов состоянием психики.
5. В иррационалистических концепциях познания утверждается, что ведущую роль в познании играют не органы чувств и не мышление, а внелогические формы познания; пример: эмоции в экзистенциализме, инстинкты во фрейдизме, религиозная вера в неотомизме.
6. В агностических концепциях познания утверждается, что мир полностью или частично непознаваем. Юм – знания имеют поверхностный, узко практический характер и, в строгом смысле слова, не являются истинными. Кант – доступной познанию является только внешняя оболочка(вещь для нас), недоступна сущность вещи(вещь в себе).
Формы познавательного процесса:
1) Чувственное познание
2) Рациональное познание
3) Практика