Общая характеристика философии Древней Индии.

Литературными источниками философии Древней Индии были веды и упанишады. Веды – 4 священные книги, в которых изложена высшая мудрость. Представляют собой сплав религии , мифологии, философии. В философии Древней Индии - двойственное отношение к ведам. Были школы, которые признавали авторитет вед(йога, ньяя, веданта), и школа, которая не признавала авторитет вед(локаята – чарвака, буддизм, джайнизм). Локаята – чарвака(6 в. до н.э), разработал Брихаспати, «лока» - место, мир, «чар» - четыре, «вака» - слово. Т.е мир состоит из четырех элементов: воздух, вода, огонь, земля. Вера в существование Бога, души, загробного мира ложна. Познание происходит с помощью органов чувств. Это учение оптимистично: «Ешь, пей, веселись!». Джайнизм(6 в. до н.э), разработал Джина(победитель над ведами, над собственными желаниями).Сансара– круговорот рождений. Карма– воздаяние, определяется тем, как человек жил в прошлых жизнях, тяжелая карма у тех, кто стремился к удовольствиям. Мокша– покой, в буддизме – нирвана. Достигается, когда душа человека отделяется от тела и присоединяется к освободившимся душам. Способ достижения мокши – аскетизм(отказ от чувственных удовольствий) и ахимса(принцип не навреди живому). Исходный материал, из которого отражается мир в джайнизме – таттвы.

Таттвы

 

Джива Аджива

Джива (душа) :существует в виде сознания, первичная таттва.

Аджива (не душа) :существует в виде пространства, материи, времени, эфира.

Буддизм(Сиддхартха Гаутама). «Будда» - «просветленный»(6-5 в.в. до н.э).

В основе буддизма лежат 4 идеи:

1. жизнь полна страданий.

2. существует причина страданий.

3. есть возможность избавиться от страданий, ведущих к новому рождению и повторению.

4. есть конкретный путь избавиться от страданий ( восмеричный путь, конечным пунктом которого является состояние нирваны).

Буддизм – объективный идеализм, действительность – это вихрь, состоящий из материальных элементов, жизнь которых мгновенна, поэтому материальные элементы имеют своего духовного носителя – множество дхарм.