Общая характеристика философии Древнего Китая.

Специфика философии Древнего Китая:

1. В отличие от древних греков мыслители Древнего Китая мало внимания уделяли изучению природы, главное внимание обращено к человеку и обществу.

2. недостаточно высокий уровень логического оформления текстов, вместо определения понятий часто используются образы, примеры.

3.основные проблемы:

-проблема борьбы противоположных сил Инь и Янь (космические силы, которые находятся в постоянном противоборстве, благодаря которым создаётся и изменяется материальный мир).

Инь – тьма, зло, смерть, женское начало.

Янь – светлое, доброе, жизненное мужское начало.

-соотношение Цинь(первоматерия) и Тянь(небо, бог)

-дао- путь или универсальная закономерность, дэ-сущность и форма вещей, ци – первоматерия

-соотношение Ли(закон, ритуал, обычай) и Ци

-проблема гуманности

-проблема недеяния, пассивности - созерцательное отношение к жизни

Все в мире состоит из 4 первоэлементов: дерево, металл, земля, вода.

Даосизм(6-5 в.в до н.э), Лао Цзы(«Старый ребенок»).

Дао – путь природы, естественная закономерность( у материалистов), божественный путь. Дао – корень неба и земли, мать всех вещей, не имеет вида, не издает звуков, не обладает формой, не доступно органам чувств человека, следовательно, дао – пустота, которая соединяется с Ци, создает предметы и организмы. Дао воплощается в форме предметов, любой предмет есть единство Дао, дэ, ци.

Конфуцианство. Главная идея – человек должен служить обществу и государству. Идеал человека – образ мудреца, включающий 5 добродетелей:

-гуманность(проявляется в « Золотом правиле нравственности»)

-благопристойность-умение следовать ритуалу, этикету

-справедливость-выполнение долга

-мудрость-высокая эрудиция, образованность

-верность-преданность отцу, государю, стране, а также собственным убеждениям и данному слову

Конфуций - объективный идеалист, т. к начало мира - небо, бог, дао. Небо определяет порядок на Земле, социальное положение человека. Небо - отец, земля-мать, человек-ребенок, государство - большая семья. Конфуций отводил моральным нормам религиозную роль в поддержании порядка в обществе.

Легизм(6-3 в.в до н.э), Шан - Ян, сформировывается в борьбе с Конфуцием, цель одна и та же, т.е построение хорошо управляемого государства, а средства достижения цели - разные: у конфуция - нравственные нормы, у легистов – юридические законы. В легизме основным методом воздействия на людей считаются награды и наказания. Выступали за лучшие виды наказаний. Раздача должностей по личным заслугам. Должна быть личная ответственность чиновника, надзор за деятельностью чиновников. С 3 в. до н. э-слияние легизма и конфуцианства.