Идеалистическое воззрение древнегреческих мыслителей.

Идеалисты первичным признавали сознание по отношению к материи. Идеализм имеет 2 разновидности: объективный( в нем первичен разум высший), субъективный(в нем первично сознание человека).

Родоначальником объективного идеализма был Пифагор(6 в. до н.э). Пифагор мистифицировал числа, утверждал, что числа управляют событиями и людьми, причина возникновения вещей – числа, эталоны, по которым создаются вещи. Главное число – бог – число чисел и числу подобен, самое совершенное число - .Позже христианского бога обозначали 999. Познать мир – познать управление миром числа. Мир – живое огненное шаровидное тело, выдыхающее из окружающего пространства пустоту или воздух, который отделяет вещи. Душа бессмертна и может входить в любое тело, тело – темница для души. Душа может освободиться из тела благодаря искуплению вины, что происходит при совершении мистических обрядов, при выполнении математических упражнений, при аскетической жизни.

Четные числа по Пифагору выражают покой, отсутствие движения, смерть. Нечетные числа выражают движение, ритм, жизнь.

Сократ(5 в. до н.э) в центре внимания – человек как нравственное существо. Прежде чем изучать внешний мир, нужно познать самого себя. О себе: « Я знаю, что ничего не знаю, а другие и этого не знают». Главное содержание философии Сократа – этические проблемы. Сократ был объективным идеалистом, т.к началом мира признавал бога вездесущего и всемогущего. Разработал метод диалога, который является разновидностью диалектического метода. Считал, что можно правильно формируя вопросы постепенно убедить собеседника и склонить его к своей точке зрения.

В систематизированном виде объективный идеализм разработал Платон(5-4 в.в до н.э). Утверждал, что существует 2 вида реальности – высшая, духовная реальность («Мир идей»), низшая («Мир вещей»). Идеи – понятия о вещах, об их свойствах, идея высшего блага – главная, затем следуют идеи человеческих ценностей(мудрость, справедливость, добро, зло), идеи отношений(любовь, ненависть), идеи свойств вещей (влажность), идеи самих вещей(дерево, меч), идеи продуктов природы(огонь, вода). Идеи вечны и неизменны, они находятся отдельно от материального мира, где-то на хребте неба. Идеи являются образцами, по которым создаются вещи , причинами возникновения вещей, формами и сущностями вещей. Вещи – тень идей. Мир, в котором мы живём – ненастоящий, тень совершенного мира идей. В теории познания Платон был рационалистом, т. к он утверждал, что все знание человек получает в момент рождения. Это знание приносит ребёнку душа, которая получила его из мира идей. Познать мир – вспомнить содержание врожденного знания. Органы чувств мешают познанию(закрыть глаза и заткнуть уши).

Аристотель(4 в. до н.э) – ученик и друг Платона. Подверг критике учение Платона, недоволен тем, что платоновские идеи не связаны с вещами. По Аристотелю существует 2 вида реальности:

-высшая(форма-форм, перводвигатель, Бог)

-материя состоит из 4 - х стихий(огонь, вода, земля, воздух)

Материя существует только потенциально, в возможности, она бесформенна и пассивна.

-единство материи и духовной формы – вещи и живые организмы

Форма – форм придаёт материи оформленность, облик. Форма – форм излучает формы и направляет их в материальный мир. Например, гончар, который может придать глине любую орму: чашки, статуэтки.

Духовная форма придаёт вещам устойчивость, постоянство, целостность. Расхождения с Платоном касались у Аристотеля также с объяснением процесса познания. Аристотель был сенсуалистом, близок к материализму. Считал, что источник знаний – материальный мир (у Платона – мир идей). Человек получает знания через органы чувств, затем обрабатывает мышлением. В дальнейшем в объективном идеализме встречаются либо Платоновские(в светской философии), либо Аристотельский варианты идеализма (в религиозной философии).

 

 


9.Статус и основные тенденции развития философии в средневековой культуре.Номинализм и реализм.Томизм

Средние века – период феодального производства.Новому способу производства соответствовала новая религия–христианство (монотеизм) и новая философия–религиозная.Религия занимала в средние века доминирующее положение в обществе.Философия постепенно превращалась в служанку религии и становилась теоцентрической.Господствующим направлением в философии становится объективный идеализм. 2 основные идеи лежали в основе средневековой илософии:1)идея творения мира Богом.Она давала ответ на первую сторону основного вопроса философии.2)идея божественного откровения-ответ на вторую сторону основного вопроса философии:мир познаваем через религиозную веру-иррационализм.В средние века по-новому стали понимать соотношение Бога и мира и человека и природы.Античные боги были родственны природе.Христианский Бог возвышался над природой(потусторонний по отношению к миру).Древние греки рассматривали человека как часть природы.«Человек-политическое животное».В христианстве человек-царь природы,т.к. Бог дал человеку свою искру-душу.Основные этапы в развитии средневековой философии:1.патристика(2-7 век н.э);2.схоластика(8-14 век н.э).На этапе патристики-спор:нужна ли философия религии.Тертуллиан предлагал запретить философию,т.к. философия ведет к ереси(ересь-любое искажение религии). «Верю,потому что абсурдно».Августин заявил: «Верю,потому что понимаю».С конца 4 века филосоия получила право на легальное существование,но только в религиозной форме.Схоласты утверждали,что все знание имеет 2 источника:1)сверхъестественный источник(Библия);2)естественный источник(тексты Платона и Аристотеля).Считалось,что в этих текстах уже содержится вечная истина и новое знание можно получить из них путем выведения логических следствий(схоластическая дедукция-выводы из общих положений).Изучать мир можно только по текстам,не обращаясь к самому миру.Философской проблемой,которую обсуждали схоласты,была проблема соотношения общих понятий и единичных вещей(или названия вещи и самой вещи).По этой проблеме шел спор:что возникло раньше-название или сама вещь?Реалисты утверждали,что общие понятия существуют реально,раньше вещей в божественном разуме.Номиналисты утверждали,что общие понятия существуют условно,после вещей в человеческом разуме.Реализм-объективный номинализм;номинализм-материализм.Представители:номинализм-У.Оккам,реализм-А.Кентерберийский.Томизм.Фома Аквинский-самый авторитетный философ средних веков(13в).После смерти был объявлен святым за теоретические заслуги перед церковью.Аквинский объяснил и сгладил многие противоречия в тексте Библии.Самым недопустимым противоречием в тексте Библии было противоречие между двумя природами Иисуса Христа(материальн.и духовн.).До Аквинского схоласты считали,что материя как начало не существует,что это небытие.Аквинский,используя учение Аристотеля о материи и форме,заявил,что материя,как и Бог,существует вечно и является слабейшим видом бытия.Слабость материи в том,что она существует только в возможности,потенциально;она бесформенна и пассивна.А Бога Аквинский обозначил понятием «форма форм»-самая совершенная форма.Аквинский выделял 4 вида форм:1)Высшая форма-Бог-чистый дух:2)ангелы-бесплотны,связывают Бога с людьми;3)души людей-могут покидать тело во сне и после смерти;4)формы вещей.Все формы духовны.В теории познания Аквинский разработал принцип гармонии веры и разума.«Вера и разум не противоречат друг другу;это 2 потока,ведущие к общей цели-познание Бога».На словах Аквинский провозглашал равноправие веры и разума,а на деле-разум в подчинении у веры,т.к.разуму разрешалось заниматься только познанием Бога и его деяний.Аквинский был умеренным реалистом,т.к.считал,что общие понятия существуют 3-мя способами:1)до вещей,в божественном разуме;2)в самихвещах,как их сущность или форма;3)после вещей,в человеческом разуме.Аквинский разработал 5 логических доказательств бытия Бога:1)Бог-первоисточник движения в мире;2)Бог-первоисточник существования мира;3)Бог-источник необходимости в мире(связано с закономерностью);4)Бог-самое совершенное существо5)Бог-источник целесообразности в мире.В конце 19в.учение Аквинского было возрождено и в несколько обновленной форме объявлено официальной философией католической церкви под названием «неотомизм».