Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения-период разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества(15-18в.в.)Особенности:1)Антисхоластический характер(«Изучать нужно не религиозные тексты,а реальный мир»);2)Антропоцентризм(в центре внимания-человек и его земные потребности);3)Гуманизм-признание ценности каждого человека и прав человека на развитие себя как личности и на применение своих способностей на благо общества;4)Гелиоцентризм-учение,по которомуцентром Солнечной систеы является Солнце,а не Земля,как утверждали схоласты.Представители:Коперник,Галилей,Бруно.Коперника и Галилея инквизиция заставила отречься от своих взглядов под страхом смерти.Бруно инквизиция сожгла на костре в 1600г.5)Пантеизм(«Бог везде»;»Бог на Земле»)разновидности:2.мистический пантеизм-объективный идеализм;2.натуралистический пантеизм-почти материализм.В мистическом пантеизме считалось,что Бог выше природы и природа растворена в Боге.(Кузанский).В натуралистическом пантеизме утверждалось,что природа выше Бога;Бог растворен в природе.Бог проявляется в законах природы(Бруно).6)Разрабатывается механистический материализм в учении Галилея.Галилей-атомист;считал,что животные и люди-сложные механизмы;все в мире подчинено законам механики;7)Деизм-учение,по которому первоисточник движения-Бог;Бог дает миру первый толчок;затем Бог не вмешивается в движение;движение передается от одного предмета к другому по законам механики.8)По-новому стали понимать процесс познания;в нем выделяли 3 ступени:1.деятельность органов чувств(ощущения);2.рассудок;3.разум.9)В учении об обществе-2 новые теории:1.Теория централизованного светского государства в учении Макиавелли;2.теория утопического социализма(Мор,Кампанелла).Философия природы.1.Н.Кузанский-мистический пантеист.Приписывал природе божественные атрибуты:бесконечность в пространстве,вечность во времени.В теории познания-3 ступени:1)Деятельность органов чувств.Смутное знание о мире;2)Рассудок-называет вещи,оперирует числами,фиксирует противоположности;3)Разум-преодолевает противоположности.Кузанский развил диалектическое учение о совпадении противоположностей в бесконечно большом и бесконечно малом.2.Н.Коперник(перв.пол.16в)Основы гелиоцентризма.Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.У Коперника было 2 заблуждения:1)о конечности мироздания;2)о Солнце как о центре вселенной.3.Эти заблуждения преодолены итальнцем Дж.Бруно(2-я пол.16в).Он был натуралистическим пантеистом(Бог растворен в природе,дает природе активность).Он по-новому понимал материю-как активное начало.Форма не может существовать отдельно от материи;форма материальна.Втеории познания Бруно выделял те же ступени,что и Кузанский;он приводил примеры срвпадения противоположностей в бесконечно большом и в бесконечно малом.Критикуя схоластов,Бруно подчеркивал однородность строения всех планет:они состоят из огня,воды,воздуха,земли,эфира(у схоластов Земля состоит из 4 стихий(земля,огонь,вода,воздух),а др.планеты-из эфира).4.Галилей(16-17в.в)Разработал механистический материализм;был деистом.В теории познания-сторонник теории двойственной истины:есть истина научная и религиозная;их нельзя смешивать.Предмет науки-природа и человек;предмет религии-благочестие и послушание.Галилей-сторонник теории первичных и вторичных качеств.Первичные качества объективны(скорость,вес),вторичные качества субъективны и создаются органами чувств человека.


11. Материалистическая философия Англии конца 16-17 века.

Бэкон,Гоббс,Локк- метафизические материалисты, атомисты.В центре внимания-теория познания,эмпирики.

Бэкон сформулировал лозунг империализма: «Нет ничего в разуме,что до этого не прошло бы через органы чувств».

Локк «Душа новорождённого представляет собой чистый лист бумаги,который заполняется опытом в процессе жизни».

Бэкон рассматривал познание в прикладном практическом плане.Реформу теорию познания надо начинать с очищения разума от заблуждения, которые называются идолами. Выделял 4 идола:идолы театра-наиболее опасные,возникают из-за слепого поклонения авторитетам прошлого. Наиболее результативный метод познания-индукция(обобщение конкретных данных).

Гоббс придал материализму механистический характер.Движение происходит по закону механики.Люди,животные-сложные механизмы.

Локк делил знания на виды: правдоподобные(эмпирическим путем);бесспорные(продукт мышления,обобщённый опытными данными). Разработал теорию первичных и вторичных качеств(первичные-объективны,вторичные-субъективны,созданные органами чувств:цвет,звук..).


12.Рационализм философии нового времени. Фр. Философ Р.Декарт, нидерландский философ материалист Б.Спиноза и немецкий философ Г.Лейбниц. Рационализм был разработан в 17в.

Декарт(дуалист).Заявил, что существует 2 начала мира: дух и материя, которые не зависят друг от друга и равноправны и существую как параллельные прямые. Св-во духа- мышление, а материи -протяжение. Декарт был механицистом.Мир -гигантская система машин тонко сконструированная. В центре внимания-теория познания.Он предлагал систематизировать знания на основе применения в матем. метода дедукции. Дедукция состоит в выведении логического путём новых истин частного хар-ра из имеющихся в наличии истин общего хар-ра. Общие истины даны человеку от рождения и представляют собой самоочевидное знание. В матем общие истины-аксиомы и теоремы. На вершине врождённого знания находится утверждение, обладающее абсолютной истинностью. «Мыслю-следовательно существую -самосознание человека».Истинность этого утверждения гарантируется Богом, вложившего в человека естественный свет разума. Критерием истинности нового знания является истинность изложения и логическая непротиворечивость.

Спиноза заявил, что существует не 2 начала мира,а одно единое, которое он называет природой. В природе растворён Бог, он придаёт активность. Он был натуралистическим пантеистом. Природа вечна во времени, бесконечна в пространстве и имеет 2 атрибута: протяжение, мышление. А остальные св-ва явл модусами. Выделяют 3 вида знания: чувственное(беспорядочное, хаотичное);знание интеллектуальное, оно может оказаться ошибочным, т.к. основано на доказательствах; знание полученное с помощью интел. Интуиции.3 вид знания наиболее истинный.

Лейбниц заявил, что существует много начал мира, он их назвал монадами -психический духовный первоэлемент бытия, они не зависят друг от друга и каждая монада действует по программе заложенной в ней Богом. Бог гармонизирует поведение монад.

Материальный мир явл несовершенным чувственным проявлением истинного мира монад. Для материи характерны такие св-ва как: пространство, время, масса, движение, причинность. В теории познания Лейбниц пытался найти компромисс между крайним рационализмом и эмпиризмом. Лейбниц заявил, что органы чувств тоже участвуют в познании и дают толчёк для воспоминаний о врождённом знании.