Философия фр. просвещения 18в.

Ж.О.Ламетри, П.А.Гольбах, Д.Дидро, К.А.Гельвеций.

Преимущества фр. материализма по сравнению с предшествующим материализмом:

1)Популярная форма изложения учения- публикация своих учений на родном языке, в доступной форме, в словарях,энциклопедиях;

2)Их материализм был последовательным. Они исключили Бога, избавились от деизма у Гоббса, от пантеизма у Спинозы, они критиковали вторичные качества Локка;

3)Были убеждёнными атеистами и пропагандировали атеизм;

4)Рассматривали материализм,как внутреннее активное начало неразрывно связанное с движение и поэтому не нуждается во внешнем толчке;

5)Правильно понимали процесс познания, как процесс отражения действительности в сознании человека. Ламитри сравнивал мозг с экраном, на котором отражается всё то, что мы видим, мыслим, осязаем. Дидро сравнивал органы чувств с клавишами по которым ударяет природа или мы сами.

Недостатки: 1.Метофизичность метода;2.Механизм;3.Созерцательность теор. познания, т.е не понимание роли практики матер. деятельности в познании;4.Фатализм(исключ случайности);5.Субъективный идеализм во взглядах на общество. Заявляли, что не божественный разум определяет ход событий, а человеческий разум. Например: причиной воин может быть дурное пищеварение монарха или прихоть фаворитки.Эти недостатки были преодолены в марксисткой философии сер 19 в.
15.Общая характеристика русской и белорусской философии

Первые идеи религиозно-философского характера можно обнаружить в древнерусских литературных памятниках,таких как «Повесть временных лет»(11-12вв),«Слово о полку Игореве»(12в).Формировался идеал святой Руси.В 15-16вв происходит формирование и укрепление Московского княжества,становится популярной идея «Москвы-третьего Рима»,т.е идея о том,что Россия является лидером среди православных стран,оплотом христианства.Более четко эту идею выразил старец и монах Филофей.В русской философии этого периода нашли отражение процессы политического объединения государства,образование русской национальности,приобщение Руси к европейской культуре(через Византию).В 17в на смену философской мысли византийского типа с православной тематикой приходит западноевропейская схоластика,идеи которой распространяла Киево-Могилянская и Московская духовная академии.Наиболее известные представители схоластики-братья Лихуды.Они подготовили первый в России рукописные учебники по логике психологии,физики.Вскоре схоластика стала сковывать научную мысль.В 18в заявил о себе материализм как самостоятельное философское направление.Представители:Ломоносов,Радищев.Их философские взгляды формировались под влиянием идей европейского просвещения.Достоинство учения Ломоносова заключалось в том,что оно опиралось на естествознание.Значимость учения Радищева заключалась в том,что в центре его философии была проблема человека и общества.Сочинения Радищева наполнены материалистическими идеями о смысле жизни,гуманизации общественных отношений.Ломоносов был атомистом.Высказывал идею о неразрывности связи материи и движения,обосновал эту идею в сформированном им физическом законесохранения и превращения вещества и движения.Он отрицал первотолчок.Бог является главным архитектором мира,но не вмешивается в него.В теории познания выступал против врожденных идей.Все знание человек получает через органы чувств;затем это знание систематизируется мышлением человека.Во взглядах на общество Ломоносов-гуманист и просветитель.Улучшить жизнь можно путем просвещения и совершенствования нравов.Радищев был атомистом.Движение-постоянное свойство материи.Познание-через опыт и рассуждения.Труд-причина разыития мышления,речи.Радищев-родоначальник революционной мысли в России.Написал книгу «Путешествие из Петербурга в Москву»,в которой показал бесплодность либеральных реформ,призывал народ к бунту.В 19в разгорается спор о различных путях дальнейшего развития России между славянофилами и западниками.Славянофилы(Киреевский,Хомяков,Аксаков)выступали за аграрный путь развития России,фундаментом которого было:православие,монархия,крестьянская община.Западники(Грановский,Бакунин,Белинский)выступали за промышленный,индустриальный путь развития России,призывали ориентироваться на западноевропейскую цивилизацию.Материалистическое просвещение в 19в представлено учениями Чернышевского и Добролюбова.Главная идея-достижение социальной справедливости.Большое влияние на идейное развитие России оказали русские писатели Достоевский и Толстой.Достоевский высказывал религиозно-философские идеи.Подверг критике социалистическое учение;заявил,что оно дает лишь внешнее устройство общественной жизни,в то время как более важным является внутреннее душевное состояние человека,которое можно улучшить с помощью нравственного самосовершенствования.У Толстого была идея создания новой религии в рамках христианства,которая давала бы человеку блаженство на земле,а не обещала бы будущее блаженство на небе.Способ достижения блаженства на земле-непротивление злу насилием.Владимир Соловьев разработал религиозную философию всеединства,в которой призывал создать новую вселенскую церковь,объединяющую в себе 3 ветви христианства:православие,католицизм,протестантизм.В результате появится богочеловек как конечная стадия истории.Бердяев.Главная тема-тема свободы,конфликта свободы и объективации.Под объективацией Бердяев понимал различные формы зависимости человека от внешнего мира:от экономики,техники,власти денег,государства.Объективация оборачивается утратой человеком свободы духа.Другая его тема-поиск смысла жизни и истории.Специфика русской философии заключается в решении нравственных и общественно-политических проблем,таких как проблемы совести,стыда,сострадания,любви,свободы,справедливости.

Зарождение философии и общественно-политической мысли белорусского народа связано с образованием Киевской Руси.К этому времени на белорусских землях образовались крупные княжества с центрами в Турове,Полоцке,других городах.Выдающимися мыслителями Киевской Руси были К.Туровский(12в) и Е.Полоцкая(12в).К.Туровский размышлял как на религиозные,так и на светские темы.Религиозные темы:взаимоотношения Бога и мира(земное существование-вместе с божественным,но божественное важнее,чем земное);взаимоотношения Бога и человека(в идеале человек должен должен возвыситься до божественного);взаимоотношение души и тела,веры и знания.Светские темы:величие природы,красота и многообразие мира.Е.Полоцкая-княжна-просветительница.Рассуждала о жизни предков как о бренной,мимолетной,связывала их жизнь с паутиной,утверждала,что целью жизни человека должно быть не столько материальное благо,сколько духовное совершенство,под которым она понимала и нравственное,и интеллектуальное совершенство.В 16в выдающимся просветителем Беларуси был Ф.Скорина.Он был просветителем,гуманистом,патриотом.Являлся основоположником национально-патриотической традиции в белорусской культуре(интересы народа и отечества выше религиозных привязанностей).Как гуманист,он считал,что благородство человека заключается не в родовитом происхождении,а в личных качествах:интеллект,нравственный облик,способность,польза,которую человек приносит обществу.Нравственное самосовершенствование он связывал с образованием культуры.В теории познания выше всего ценил рациональное мышление,основанное на законах логики.В 17-18вв духовное развитие Беларуси происходило в условиях феодально-католической реакции.Представители:С.Полоцкий,К.Лыщинский,К.Нарбут.С.Полоцкий жил в 17в.Был просветителем.Задачей философии признавал просвещение людей,исправление их нравов.Философия по его мнению состоит из 3 частей:логика-учение о мышлении;физика-учение о природе;этика-учение о нравственности.С.Полоцкий был объективным идеалистом в вопросах о строении мира,т.к считал,что вещественный и духовный мир человека созданы Богом.Бог творит мир из ничего.Человеческий разум не может постичь Бога,но может постичь природу.Природа-книга,которую читает человек.В теории познания-сенсуалист,близок к материализму.Признавал ощущение началом всякого знания.Человека он сравнивал с городом,в котором 5 ворот-5 органов чувств.Критиковал теорию врожденного знания.На 20лет раньше Локка сформировал положение о том,что душа новорожденного ребенка-чистая доска-скрежаль,на которой опыт пишет свои письмена.К.Лыщинский-материалист,атеист,опередил французских материалистов по атеизму на 100лет.За это поплатился жизнью.За книгу о несуществовании Бога приговорен светским судом к смертной казни.Материализм Лыщинского проявлялся в том,что он признавал существование вечной и бесконечной природы,развивающейся по естественным законам без вмешательства Бога-творца.Бог-химера(выдумка человека),священники-обманщики,защитники глупости.Священники сами опровергали существование Бога,приписывая Богу противоречивые свойства.К.Нарбут(18в)-представитель философской эклектики.В учении о строении мира Нарбут-объективный идеалист,т.к признавал Бога творцом мира и первоисточником движения.В естественнонаучных работах приближался к стихийному идеализму.Признавал правильным гелиоцентризм Коперника.В теории познания-сенсуалист,близок к материализму.Критиковал теорию врожденных идей Декарта.В учении о человеке и теле-дуалист.В 19в становится влиятельным революционно-демократическое течение философии Беларуси.Идеи общественно-политического характера высказывались в литературных произведениях Мицкевича,Борщевского,Дунина-Мартинкевича.Ведущими становятся идеи самобытности белорусской культуры и образа жизни белорусов.В литературных произведениях обсуждается язык,традиции,норма морали белорусов.Во втор.пол.19в в Беларуси популярны идеи народничества.У истоков белорусского народничества-Калиновский,который резко критиковал царское самодержавие,хотел создать в Беларуси и Литве демократическую праламентскую республику,способом достижения этого политического идеала он считал демократическую революцию,главной движущей силой которой являлось крестьянство.В начале 20в происходит подъем революционного и национально-освободительного движения в Беларуси.Идеи революционного решения социальных проблем нашли отражение в литературных произведениях Купалы,Колоса,Богдановича.Философская мысль Беларуси развивалась как составная часть национальной культуры.Она стала ярким свидетельством духовно-нравственного роста самосознания белорусского народа.