Тема, как элемент творческого процесса. Источники тем

Общее понятие о способе журналистского творчества

Существующие научные традиции в употреблении понятий «метод деятельности» и «способ деятельности». Основания для их различения. Способ деятельности как совокупность ее особенностей, поддающихся освоению. Структура способа деятельности. Отличие способа творческой деятельности от способа репродуктивной деятельности.

Способ творческой деятельности журналиста – носитель ее специфики. Основные элементы способа творческой деятельности журналиста, доступные освоению. Условия для успешного освоения способа творческой деятельности журналиста.

Для того, чтобы событие могло стать новостью для всех, фактом, достойным внимания журналиста, оно должно содержать определенную конфликтность и эффект "эмоционального толчка", быть в тесной связи с так называемыми "общечеловеческими" темами, всегда цепляющими внимание.

Творческий процесс начинается с постановки задачи: определения темы. Причем, чем больший запас ассоциативных связей заложен в памяти журналиста, тем ярче, интереснее, богаче станет палитра тем, предложенных ему самим обществом. Главное правило, которое следует помнить и исполнять, гласит: журналист всегда и во всем ищет первопричину.

Жизненный материал, который становится главным компонентом при определении темы будущего материала, - это та социальная реальность, которая окружает журналиста. Детальный отбор необходимого материала, отбор наиболее важного, показательного и позволяет сформулировать тему и идею произведения. Для того, чтобы не ошибиться в выборе актуальной темы, журналист обращает внимание на проблемы, стоящие сегодня перед человеком или обществом в целом. Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования. После формулировки проблемы, которая и станет темой будущего материала, определяются цель и задачи журналистского исследования, уточняются и интерпретируются основные понятия, проводится предварительный системный анализ, а затем выстраиваются рабочие гипотезы.

Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений. Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты. Вопрос профессионального мастерства журналиста - в умении отделить факты от мнений.

Наметив тему, журналист пытается отыскать неординарный подход к ее решению и потому тщательнейшим образом изучает все, написанное по этой теме ранее, анализирует документы, созданные за последний период, выстраивает гипотезу дальнейшего развития событий. И только после этого приступает к непосредственному исследованию события.

В качестве важнейшего источника сведений, необходимых при решении задач, для журналиста выступают документы, специальные досье и картотеки, научная и справочная литература.

Важно отметить особое значение Интернета для журналистского творчества. Это источник разнообразной информации, который позволяет расширить границы использования самых разных жанров. В связи с тем, что в современных условиях востребованы такие жанры, кА журналистское расследование, комментарии, аналитические обозрения, тематические обзоры, то для таких целей Интернет и позволяет вести поиск необходимых сведений, фактов, статистических данных.

В работе по созданию разнообразной интернет-продукции имеются свои особенности. Прежде всего, это творческий метод создания жанров малых форм. При этом важно, чтобы подача материала была «блочной» с подзаголовками и соответствующими выразительными средствами. Ведь один из факторов, который определяет особенности Интернета как коммуникации, - это гипертекст.

Гипертекстовый способ создания информации обусловливает жанровые трансформации, актуализируя требование краткости, выразительности, логики изложения.

В жанре интервью журналиста интересует интервьюируемый, как источник новой информации о новом факте.

Анализ ситуации предполагает беседу с людьми – источниками информации, сопоставление их мнений, знакомство с документами, справочной лит-рой, работу с цифрами и формулирование выводов на основе анализа.

4.Выбор темы и её разработка

Задумывая некую публикацию, журналист, прежде всего, должен определить тему. С греческого « тема» - это «то, что положено в основу». Г.В. Лазутиной. У неё начальный этап звучит как «выработка заявки на тему» и предполагает решение трёх задач:

· Выбор объекта (о котором журналист будет писать);

· Определение масштабных проблем, в контексте которых может быть значима данная ситуация;

· Планирование и организация хода работы.

Определившись с темой будущего произведения, журналист приступает к формированию его замысла. Вот как определяет данное понятие Валерий Аграновский: «Чаще всего замысел – лишь предчувствие темы, достаточно аморфное и в некотором смысле безответственное, как, например: «Хорошо бы написать о любви!». По мнению этого автора, тема обычно поглощает замысел. Аграновский также выделяет два источника возникновения замысла: 1. Социальный опыт журналиста, его информированность. Знания, которые достигнув определённой концентрации, становятся замыслом. 2. Факт, пришедший со стороны и дающий толчок для возникновения замысла. Если же обратиться к Г.В. Лазутиной, то у неё мы увидим не только отличающуюся формулировку «замысла», но и то, что эту стадию она как бы делит на два этапа. Первым из них является «окончательное формирование замысла». Этот процесс, в ходе которого рождается мысленный образ будущего произведения, включающий в себя в свёрнутом виде и тему его, и идею, и принцип организации («ход»). Второй этап – «конкретизация замысла» - это процесс, который может проходить как составление плана; предварительных заметок по тексту, своего рода «опережающий конспект»; либо составление кратких тезисов «выписка» отдельных частей материала. Дальнейшая работа над произведением связана с конкретизацией рабочей идеи. Так, например, по мнению Г.В. Лазутиной, она «всегда имеет побуждающий, направляющий характер, как бы подсказывая адресату информации, что нужно делать в свете полученного сообщения»