Реферат Курсовая Конспект
Журналистика как тип творчества - раздел Философия, Журнал...
|
Особенности эксперимента, как метода сбора социальной информации
Этот метод пришел в журналистику к концу 60-х годов прошлого века. Он очень широко используется в психологии. Метод эксперимент – применяется в журналистике для выявления подтверждений той или иной социальной проблемы, в которой журналист выступает инкогнито. Применятся в тех случаях, если журналист не уверен или убежден, что при открытом наблюдении он не получит объективную информацию. (в зарубежной журналистике этот метод либо запрещен, либо просто не используется)
Общие черты с методом маски:
· В обоих случаях Ж. выступает инкогнито
· В обоих случаях Ж. должен испытывать все на себе
Различия:
· При включенном наблюдении информация идет изнутри
· В методе эксперимент крайне важна реакция
Классификация вопросов в интервью. (По Лукиной)
1. Прямой и непрямой вопрос. Прямой вопрос всегда предпочтительнее непрямого,
однако бывают случаи, когда непрямой вопрос даст более эффективный результат.
Прямой вопрос быстро погружает в суть дела, экономит время, побуждает к конкретному ответу, не дает собеседнику уходить от темы. Но бывают полезны и непрямые вопросы, «издалека»,особенно если собеседник зажат, неподготовлен, неразговорчив, не идет на контакт. Порой непрямой вопрос может воодушевить героя на интимные подробности, разрядить обстановку. Нельзя задавать прямой вопрос о деньгах.
2. Открытые и закрытые вопросы. Первые носят наиболее общий характер и влекут за собой ответы, не ограниченные ни формой, ни содержанием.
Открытый вопрос побуждает собеседника отвечать, ни в чем его не ограничивая, дает собеседнику возможность добровольно передать информацию, свободно говорить о своих чувствах, комментировать события, ориентирует человека на размышления. При ответе могут всплывать интересные и важные подробности. Но такие вопросы могут спровоцировать длинный ответ, поэтому не всегда применимы в условиях лимита времени.
Закрытые вопросы требуют утвердительного или отрицательного ответа. Репортеры используют их, когда нужно получить жесткую, прямую реакцию собеседника. В этом случае ж-ст полностью контролирует беседу. Такие вопросы легче задавать и на них легче отвечать. Такие вопросы позволяют получить наиболее конкретную информацию, экономят время. Но они бывают слишком примитивны и не стимулируют дальнейшего развития диалога.
В интервью предпочтительнее открытая форма вопроса. Но все зависит от ситуации.
Открытые вопросы делятся на (формула 5W + Н: who? what? where? when? how? why?):
- Вопрос об объекте события, его участниках и действующих лицах. (кто?что?)
- Вопрос о неясном для спрашивающего обстоятельстве места (где?куда?откуда?)
- Вопрос о времени (когда? с каких пор и до каких?)
- Вопрос об обстоятельствах образа действия или события (как?)
- Вопрос о целях поступков — с помощью наречия зачем (с какой целью); вопрос о причинах происшедшего — посредством наречия почему (по какой причине).
3. Основные вопросы и вопросы второго ряда.
Дополнительные вопросы выполняют дополняющую по отношению к основным роль. Нередко такие вопросы следуют после закрытых.
Вопросы второго ряда делятся на:
- Уточняющие вопросы. После неясного или двусмысленного ответа.
- Развивающие вопросы. Если ответ очень краток и требует развития.
- Контрольные вопросы. Журналист может задавать их в ситуации, когда он сомневается и у него нет объективных подтверждений того, что было сказано собеседником.
- Уличающие вопросы. Разновидность контрольного, применяется в случае явных противоречий в ответах, а также если собеседник был непоследовательным в описании, неуверенным в аргументации.
- Количественные вопросы. Служат для выяснения количественных характеристик интересующего объекта или события.
- Гипотетические вопросы. Побуждают собеседника заняться прогнозами, пофантазировать. Их лучше всего задавать ученым-футурологам или экспертам.
- Проективные вопросы. Помогут глубже изучить характер вашего собеседника, его внутренний мир. «Если бы вы получили миллион, что бы вы сделали?»
- Переходные вопросы. Они служат для плавного изменения направления беседы, для перевода разговора на новую или упоминавшуюся вскользь тему.
4. Пассивные, мимические и немые вопросы. Это вербальное или невербальное побуждение собеседника продолжить разговор. Пассивные вопросы задаются в форме кратких выражений («Понимаю...»; «Да, да, конечно...»; «Правда?»). Мимика — выражение лица, жесты, телодвижения. Однако во время эфирных интервью пассивные и мимические вопросы надо использовать умеренно. Немые вопросы поддерживают паузу, когда собеседник задумался.
5. Вопросы, которых следует избегать.
- Слишком длинные, громоздкие.
- «дежурные» вопросы.
- Риторические вопросы.
- Подсказывающие (упреждающие) вопросы. Вопросы такого типа уже содержат ожидаемый ответ.
- Льстивые вопросы. Собеседник смущается и пытается опровергнуть свое «величие». Бывает, так и не ответив на вопрос.
- Провокационные вопросы.
- Перегруженные вопросы, в которых содержатся ненужные, избыточные слова, выражающие определенное отношение журналиста.
- Два вопроса в одном.
- «Глупые» вопросы.
Композиция, язык и стиль вопросов в интервью.
1. Вопрос д.б. понятен собеседнику и иметь для него тот же смысл, что и для ж-та.
2. Необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться строить вопросы так, чтобы понятия и термины, входящие в него, были ему знакомы.
3. Вопрос должен содержать в себе только одну мысль. Нельзя задавать 2-3 вопроса одновременно.
Гуд Хат считал необходимым учитывать то, чтобы все вопросы составляли единое целое (композиция). Д.б. такая логическая последовательность, чтобы:
- собеседник вовлекался в интервью, благодаря побуждению у него интереса.
- легко следовал от вопросов простых для ответа к более сложным.
- не оскорблялся слишком скорой и поспешной просьбой об информации личного характера.
- собеседник не смущался от принуждения к ответам без возможности объяснения.
- собеседник как можно легче переходил из одной области понятий в другую. Это положение означает, что вопросы, относящиеся к одному и тому же предмету, должны помещаться вместе, как бы блоками, чтобы интервью придерживалось какой-то логической или временной последовательности для облегчения собеседником процесса обдумывания и припоминания.
19. Рекомендации по проведению интервью с «трудными собеседниками»
· Добиваться встречи надо настойчиво и целеустремленно, но не назойливо. Такое поведение может по-человечески растрогать «жертву», и в конце концов она снизойдет до встречи с вами.
· Старайтесь задавать вопросы, основанные не на слухах, а на тщательном журналистском расследовании.
· К вопросам надо отнестись серьезно, они должны провоцировать мыслительную деятельность.
· Надо учитывать, что журналисты задают знаменитостям одни и те же вопросы и, естественно, получают на них уже сто раз отрепетированные ответы («Я решил стать актером после того, как меня отвели родители на «Синюю птицу»...»). Поэтому надо избегать банальных вопросов.
· Беспроигрышны биографические вопросы. Правда, желательно заранее выяснить, какой период жизни собеседнику будет интересно обсудить. Спрашивайте и о любопытных эпизодах, наиболее запомнившихся историях из жизни — они пригодятся при подготовке материала.
· Проявленный личный интерес придаст беседе элемент непосредственности, искренности.
· Проводить интервью в помещении, где присутствуют различные шумы
· Разговаривать с людьми в присутствии их начальника
· Проводить интервью в доме у собеседника, так человек будет чувствовать себя свободнее и раскрепощённее. Родные будут заходить в комнату, могут помочь, уточнить факты и детали, обстановка комнаты даст подсказку о человеке
· Можно проводить интервью в мастерской или творческой студии
· Не рекомендуется брать интервью посреди рабочего дня
· Не рекомендуется, когда человек голоден
· Не повышать «температуру» разговора
· Учитывать тип (сова/жаворонок)
· Иногда требуется присутствие свидетеля
20. Специфика журналистского общения: виды респондентов
1)Простодушный. Объединяет людей открытых, бесхитростных, отзывчивых. Чистосердечный рассказ о себе, о событиях, свидетелем которых он был, точно излагает, что знает. Их ответы часто бывают наивными, но всегда отличаются искренностью. Можно доверять им, наиболее удобны для начинающего журналиста.
2)Эгоцентрик. Люди с наиболее или менее выраженным эгоцентрическим характером. Ж необходимо постоянно выражать повышенный интерес к рассказу собеседника, и к нему самому, чтобы поддержать, для доверительного контакта. Увлекшись (человек такого типа может завысить свои заслуги, приписать себе то, что не происходило, приукрасить ситуацию, если это представит его в более выгодном свете). Эти сведения требуют дополнительной проверки, уточнения.
3)Исповедальный (возраст может сказываться на тип). Причисляют люей,по своему внутреннему настрою склонных к исповеди. Не считаются с задачей Ж ,е задумываются на тем, что журналист пришел не просто поговорить, а пообщаться на конкретную тему. Жаждущего исповеди бывает невозможно остановить.
4)Научный. Наиболее авторитетный тип. У таких людей обширное познание в любой области. Они не только рассказывают, но и тут же доказывают, аргументируя свою точку зрения. Свободно оперируют научными определениями. Ссылаются на специальную литературу, используют цитаты, сравнения. Нужно тщательно готовиться к встрече с такими людьми.
5)Спорщик. Стремится затеять диалог и переубедить. Лучше знать об этом заранее, иногда такой тип полезен в коллективном интервью, интервью дискуссий. Может придать беседе динамичность.
– Конец работы –
Используемые теги: журналистика, тип, творчества0.062
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Журналистика как тип творчества
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов