Объект и предмет социологии.

Социология - наука о социальном поведении или поведении в социальном контексте, т.е. в ситуации, когда на человека воздействуют другие субъекты социального взаимодействия: личности, группы, сообщества, институты, символические системы, социальная система в целом. Социология – наука о социальном взаимодействии.

Совокупность социальных действий и событий как результатов действий составляет социальную реальность, которая является объектом социологии.

Предмет социологии – причины социальных действий, которые разные социологи видят по-разному: 1)объективные социальные обстоятельства, 2)мотивы, 3)ожидания со стороны других - экспектации, 4)личностные смыслы.

СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ:

· Все социологи придерживаются мнения, что социальная реальность представляет собой не хаотичную массу событий, а некоторый социальный порядок, но разным социологам он представляется по-разному.

· Социальное поведение людей обусловлено их включённостью в групповое взаимодействие. Социальное взаимодействие – это взаимодействие между представителями различных групп. Человек «живёт» в группе и смотрит на мир «глазами» группы. Реальность группы – надиндивидуальная реальность, не сводимая к биологическим и психологическим свойствам индивидов. Э. Дюркгейм (фр. соц.) писал: «Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы её члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймём ничего из того, что происходит в группе». Общество Дюркгейм считал реальностью особого рода, которая не может быть объяснена действиями отдельных индивидов. Напротив, поступки индивидов следует объяснять влиянием общества, группы. П.А. Сорокин (русско-ам. соц.) писал: «Биография любого человека, по сути, есть в основном описание групп, с которыми связан человек, а также его место в рамках каждой из них». Группа – это «система норм-прав» (П. Сорокин) – принципов поведения, устанавливающих права и обязанности каждого члена группы.Группа характеризуется: 1)наличием системы социально-функциональных позиций и ролей; 2)общностью поведенческих норм; 3)общностью мировоззрения. Такой принцип объяснения поведения получил название социальный детерминизм: социальное поведение человека, выбор им конкретной линии поведения и действий детерминировано (обусловлено, предопределено) социальным положением человека, его принадлежностью к конкретной группе, его социальным статусом; статус – основной фактор сознания и поведения.

 

ОСНОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ ПОРЯДКЕ.

· Социальные события – результат комплекса причин, часть которых не видны сразу; существование латентных факторов в системе взаимодействия.

· Интерпретация (истолкование, оценка) события зависит от места группы в системе отношений, отражает цели и интересы групп.

· Интерпретация события обусловлена ценностно-мировоззренческими взглядами интерпретатора.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА И

ЦЕЛИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

· Позитивистская стратегия сформировалась под влиянием естествознания и представляет общество как устойчивую систему, как самовоспроизводящуюся структуру.

Цель - объяснить устройство системы:

Ø обнаружить законы общественного развития, т.е. устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями; К. Маркс: закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил; закон капитала - производство прибавочной стоимости;

Ø описать общество как систему, состоящую из элементов; найти «клеточку», «атом» социальной системы.

· Герменевтическая стратегия представляет общество как непрерывно продолжающийся коммуникативный процесс согласования взглядов и действий, в котором социальная действительность конструируется человеческим мышлением, поступками и представлениями. Цель - понять действия людей путём прояснения смыслов, которыми они руководствуются. «Понимание поведения можно сравнить со складыванием картинки-головоломки, разрезанной на кусочки произвольной формы. …Можно сказать, что хорошее разъяснение чего-либо - это истолкование, которое может соединить множество отдельных деталей в понимаемое целое. Эта традиция, собственно говоря, не слишком строго отделяет "научное" от "ненаучного" - ведь общество по своей сути - это нечто, чему дают определение сами люди» (П. Монсон, швед. соц.). Герменевтика – теория интерпретации, понимания, истолкования действий.

Одним из методологических оснований герменевтики является теорема Томаса: «Если люди определяют какую-то ситуацию как реальную, она действительно становится реальной по своим последствиям» (У.А.Томас, ам. соц.): человек ведёт себя в соответствии с собственным определением ситуации.

Представители первой стратегии стремятся ответить на вопрос почему? (в силу каких причин?) люди совершают поступки, а представители второй стратегии – на вопрос зачем? (для чего?).

 

УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

· В рамках первой стратегии социальный порядок мыслится как макро-социальная структура, имеющая принудительный характер для действующего в ее рамках.

· В рамках второй стратегии социальный порядок формируется в процессе непосредственных межличностных отношений, на микро-социальном уровне - “снизу вверх” и социологи призваны показать, каким образом повседневные рутинные практические действия “вплетаются” в макросоциальные структуры, поддерживая и постепенно изменяя их. Основу социального порядка, таким образом, образуют ставшие привычными формы деятельности и общения.