Способы обоснования элитаризма.

♣ Биопсихологический. Способности, психологический склад личности обусловлены генетически. В силу этого люди проявляют склонность к различным видам деятельности. А поскольку существуют элитарные и массовые виды деятельности, то существует элита и масса.

♣ Психоаналитический.

♥ З.Фрейд утверждал, что основной социальной фигурой, которая гарантирует соблюдение норм, является «Отец». На уровне общества – это Вождь, который опирается на элиту: на тех, кто способен управлять инстинктами: своими и чужими. Массы всегда ищут вождя и поклоняются ему, жаждут отказаться от самостоятельности и ответственности. Идеализация вождя и идентификация с ним – основной механизм внутригрупповой солидарности. Все члены массы хотят быть равными, условие этого – всеобщий и непререкаемый Авторитет: все равны перед именем Его. Исключается всякая возможность критики авторитета. Ценой этого достигается групповая солидарность и чувство безопасности.

♥ С.Московичи. В XX в. произошла массовизация социума: традиционные социальные группы и основания дифференциации утрачивают своё значение. Причинами этого являются два взаимосвязанных социокультурных процесса: изменение характера коммуникации и урбанизация. Первый процесс в целом характеризуется ослаблением межличностных и усилением технических механизмов общения, особенно СМИ, которые по сути являются средствами пропаганды и виртуализируют реальность, конструируя имиджевые образы. Отношения между людьми всё более приобретают характер виртуальных, иллюзорных конструкций. «Поставленные перед невозможностью отличить реальное от воображаемого, то, что они видят на самом деле, от кажущегося, они теряют способность принимать правильное решение…». В этой ситуации связь с миром и другими людьми всё в большей степени опосредуется символической фигурой идеального образца для подражания – сверхчеловека – носителя высшей идеи.Второй процесс – урбанизация - разрушает традиционную систему групп, маргинализирует общество, что порождает проблему ценностно-мировоззренческих оснований для идентификации. Субъектом социального действия становится масса, а не личность и группа. Однако совершать действия масса может лишь при наличии вождя: он даёт имя массе, цель и уверенность в правоте. Социальная интеграция осуществляется через отождествление с вождём. Вождь придаёт уверенность, надежду и активность массе благодаря своему авторитету – массам нужна мечта: « Итак, что же делать, когда массы налицо? Две вещи: открыть вожака в их среде и управлять ими, взывая к их страстям, верованиям и фантазиям» (С.Московичи).

♣ Харизматический: элита – это люди, обладающие внеобычным личностным даром, вызывающие полную личную преданность и личное доверие. Со стороны вождя предполагается полная «самоотдача»; со стороны масс – слепая вера .

М.Вебер. Харизматический лидер – тот, в кого верят массы, кому они доверяют свою судьбу. Его социально-историческое назначение – выполнение миссии: открытие новых горизонтов жизни для масс. В основе харизмы лежит потребность масс в идеале.Потребность в идеале особенно обостряется в ситуации кризиса общества, когда возникает потребность в новых идеалах, в представлениях о перспективах развития, путей выхода из кризисных состояний. Назначение харизматического лидера – найти общие для всех людей ценностно-смысловые ориентиры.

Э.Фромм отмечал эмоциональное основание харизмы: страх одиночества, неуверенность в себе и судьбе. Но природа её – социальна: потребность в единении с Другими. Человек хочет чувствовать себя частью целого. Единение с Другими придаёт ему уверенность и смысл. Человек, который внушает коллективу веру и оптимизм – харизматический лидер.

С.Московичи подчёркивает, что в современном обществе харизма в большей степени основана на верованиях масс, нежели на личных талантах человека. Массы в большей степени живут прошлым: с ним связана их идентификация; в прошлом находится большинство приятных воспоминаний. Человек, дающий надежду на воскрешение светлого прошлого становится харизматическим лидером.

♣ Информационно-технологический: Элита – те, кто: 1)создаёт рабочие места и 2)определяет специфику образа жизни большинства членов общества.

М.Кастельсутверждает, что социальная структура современного общества зависит от соотношения квалифицированного и неквалифицированного труда. В современном обществе лидирующие позиции принадлежат производителям информации, поскольку технология современного производства – информационная технология. «Новые социальные классы определяются производством и присвоением информации». «Производители информации, составляющие меньшинство, производят основную стоимость».

Д.Белл также полагает, что основой власти в постиндустриальном обществе является информация. Господствует тот, кто задаёт систему представлений, идей, культурных символов. Культурная элита, устанавливая мировоззренческие принципы, задаёт картину мира и формирует социальный порядок.