Основания символической структурации общества.

Иерархические (ранжированные) позиции появляются на основе ценностных критериев – культурно-мировоззренческих представлений о «правильном» поведении и «важных» функциях и целях. На основании их происходит упорядочивание сравниваемых позиций по осям «лучше – хуже», «выше – ниже». Сам по себе набор критериев не является чем-то само собой разумеющимся, естественным. Это социальная конструкция, отражающая социальные интересы и ценности конструирующего субъекта. Люди сначала конструируют шкалу, а потом применяют ее для оценки статусных позиций в социальном пространстве. Меняется шкала – меняются и очертания социальной иерархии.

Основание появления групп М. Вебер видел в образе жизни, возникающем на основе мировоззрения. Если какой-либо группе удаётся создать «ореол исключительности» для своих правил, то происходит «узурпация статусной почести»: представители этой группы требуют признания их норм как абсолютно правильных, эталонных и на этой основе требуют для себя особых почестей, привилегий, власти и материальных благ. Вебер считал, что «узурпация – естественный источник почти всех статусных почестей». Престиж – признание со стороны многих исключительного права отдельной группы устанавливать свои «правила игры». Процесс образования и изменения социальной структуры совпадает с процессом узурпации власти. Это двуединый процесс: конструирование ранжированных статусов создаёт систему распределения социальных ресурсов, использование которой порождает власть, которая является главным механизмом социального различения и расслоения.

М.Фукотакжеисходит из тезиса, что общество – это представления людей о «правильном» и «должном» поведении. Но представления эти разные. А значит всегда существует вопрос: кто прав? Выяснение истины в социальном плане означает борьбу за право на интерпретацию мира, на его «правильное» толкование. Тот, кто утвердил за собой это право – получает власть как право устанавливать «правила жизни»: «…мы не можем утверждать власть иначе, как через производство истины» - писал он. Но в понятие истины он вкладывает другой, не традиционный смысл: не как объективное знание, а как знание-власть - право на производство дискурсасистемы высказываний, задающей смысловой контекст и определяющей значения предметов, действий, аспектов реальности. В социологическом смысле, дискурс есть способ обоснования распределения социальных благ и ресурсов. Кто же является или кто становится господствующим классом в современном обществе? Тот, кто сумел навязать свой дискурс. «Нет непосредственно данных субъектов борьбы (с одной стороны пролетариат, с другой – буржуазия). Кто против кого борется? Мы все боремся друг с другом». А значит прав окажется тот, кому поверят, за кем пойдут, кого поддержат.

А. Турен в своих работах постоянно призывает: «мы должны вернуть идею о том, что люди сами делают свою историю». Общество и история создаются благодаря действию социальных акторов – совокупности индивидов, которые самоопределяются на основе присущих им культурных ориентаций. В современных обществах основу социальных движений составляют не экономические интересы, а мировоззренческие и культурные. Господствует тот, кто обладая символическим капиталом, конструирует мировоззрение, контролирует идеологию, навязывает свои «правила игры» и образ жизни.

2. Теория символического капитала П. Бурдьё.

В современном обществе всё более значимыми различиями для людей становятся мировоззренческие и различия в образе и стиле жизни. Люди объединяются по целому ряду позиций, не всегда ясно и рационально осознавая их, на основе некоторого «чувства позиции, как чувства того, что можно и чего нельзя себе позволить…чувство границ (это не для нас) или, что сводится к тому же, чувство дистанции, которую обозначают и держат, уважают и заставляют других уважать». Социальный мир – ансамбль групп, характеризующихся своим специфическим пространством взглядов, вкусов, привычек, потребляемых товаров, форм досуга и многим другим.

«Социальное пространство и различия, которые проявляются в нём спонтанно, стремятся функционировать символически как пространство стилей жизни или как ансамбль Stande, групп, характеризующихся стилем жизни». Для обозначения групп, из которых состоит общество, Бурдьё использует термин М.Вебера и развивает это понятие.

Бурдьё различает объективированный класс – совокупность людей, выделенных на основании объективных статусных признаков, которую он классифицирует как статистическую категорию и инкорпорированный класс – совокупность людей, объединённых одинаковым отношением к жизни, общими одинаково значимыми предметами (вещами, идеями, чувствами) и осознающими свою общность. Инкорпорированный класс возникает как естественно-добровольное стремление, как консолидация единомышленников и соратников. И это не формально-статистическая, а реальная социальная группа, которая существует и действует благодаря своему Имени и благодаря своему лидеру (который не обязательно должен быть реальным живым человеком). Речь вновь идёт о харизматическом лидере. Сущность харизмы Бурдьё видит в том, что лидер является символическим представителем, знаком (брендом) группы. Он является не делегатом от группы, а, наоборот, её продуцирующем лицом: он её создаёт из своих приверженцев и единомышленников. «Именно потому, что представитель существует и представляет (акт символический), представляемая и символизируемая им группа существует и в свою очередь обеспечивает своему представителю существование в качестве представителя группы». Власть харизматического лидера – это власть номинации способность порождать реальность через определение её, через присвоение имени. «Символическая власть есть власть творить вещи при помощи слов». Процедура номинации порождает социальную структуру. Харизматический лидер, внушает принципы видения и разделения этого мира, навязывает восприятие и модели поведения.

Группы в современном обществе создаются (конструируются) специалистами по символическим структурам: учёными, политиками, художниками - идеологами всех мастей. Средствами конструирования мира является язык, понятия и теория как система понятий. Эффект теории тем сильнее, чем теория более адекватна настроениям, чаяниям, ожиданиям людей и конкретной ситуации. Тому, кому это удаётся в большей степени, обретает символическую власть - «власть творить вещи при помощи слов». Чтобы изменить мир, нужно изменить представление о мире, картину мира, образ мира, восприятие мира. Борьба за право конструировать мир – это всегда политическая борьба – и наоборот, потому что, в конечном счёте – это борьба за социальные права, привилегии, за власть. Кто обладает правом структурировать общество, тот обладает властью – и наоборот. «Сегодня именем народа пользуются так же, как в былые времена пользовались именем Бога». В конечном счёте единственным источником могущества символических структур является ситуация, когда одни (осознанно или бессознательно) признают за другими право регулировать свою жизнь. Объём символического капитала (а значит и возможности влиять на поведение других) у людей и групп разный. Разной является и способность к символической деятельности. Особо способные и есть элита современного общества - «конструкторы душ», которые проектируют также способ и образ жизни.

Харизматический лидер появляется в результате акта социальной магии: слово порождает предмет, имя порождает группу, знак продуцирует вещь. Возникает парадоксальная ситуация: не люди овладевают лозунгами, а лозунги овладевают людьми. Харизматический лидер – «персонификация социальной фантастики, которую он произвёл на свет, посредством самого своего существования» (П. Бурдьё).

Символическое насилие как основной механизм структурации общества – внушение принципов видения социального мира и определение на их основе «правильного» поведения, манипуляция людьми от имени символической группы. Идеологи всех мастей подменяют видение мира той группы, выразителями которой они себя провозглашают, собственным видением мира.

Символическое насилие – это «эффект оракула»: "сказал – и так есть", возникающий в ситуации, когда «никто не может встать и сказать (претендующему на лидерство): " Ты не группа"».

Мобилизация группы: организация серии социальных мероприятий с целью осуществления символического насилия, конечным результатом которого является узурпация власти, привилегий и социальных ресурсов.