Постулаты и понятия герменевтической социологии.

· Общество – социальная (совместная) конструкция – интерсубъективная реальность. Общество – это представления различных групп о том, как надо жить и что надо делать.

Ø Социальный мир – символическая конструкция «правильного» поведения с точки зрения различных групп.

Ø Существование социальных фактов зависит от интерпретации человеческих действий, от представлений людей о том, как они действуют и что вообще делают. Такая исследовательская позиция получила название интерпретативная, суть её – описание особенностей восприятия социальной реальности различными субъектами социального действия. Это направление в социологии основал М.Вебер (нем. соц.), который свою социологию называл «понимающей». Он утверждал, что даже очень точное описание действий - это ещё не полное объяснение, оно должно быть дополнено указанием на цель и смысл, которыми руководствуется человек в своих действиях. Цель социологического исследования состоит, по мнению А.Щюца, в том, чтобы понять смысл происходящего "изнутри", с точки зрения участ­ника.

Ø Социальный мир – мир множества реальностей: разные индивиды сосредотачивают своё внимание на разных аспектах социальной ситуации и поэтому разным образом «прочитывают», объясняют одну и ту же ситуацию. «Собственно говоря, никто не может утверждать, что он видит действительность такой, какова она есть на самом деле. Она всегда рассматривается как находящаяся в определенном отношении к тому, кто ее рассматривает» (П. Монсон).

· Общество – система жизненных миров.

Ø Жизненный мир – это то, что мы считаем важным и правильным, то, что мы считаем существенным, а значит и имеющим право на существование.

Ø Элементами жизненного мира являются феномены – результаты человеческого восприятия и отношения к предметам объективного мира (вещам, людям, событиям), представления о мире, возникающие в процессе интерпретирующей деятельности.

Ø Основа возникновения феноменов – не фактическая реальность, а вера и смысл. Феномены существуют постольку, поскольку мы организуем свою деятельность таким образом, что постоянно подтверждаем их реальное существование – теорема Томаса. Феномены реальны, но это реальность особого рода: они существуют как состояния нашего сознания, как проекты совместной жизни.

· Интерсубъективный характер социальности.

Ø Феномены - это разделенная субъективность, это то, что является общим в моём жизненном мире и жизненном мире другого.

Ø Различные элементы социальной структуры такие, как семья, суды, полиция и т.д. — “реальны” лишь постольку, поскольку сами члены общества организуют свое поведение таким образом, что постоянно подтверждают их существование.

Ø Социальная система является продуктом общей схемы интерпретации, позволяющей индивидам осмысленно воспринимать окружающий социальный мир и согласованно взаимодействовать.

· Ценностно-смысловой характер социальных действий.

Ø Феномены – значимые аспекты нашей жизни.

Ø Ценности – критерии значимости, важности. Одновременно смысл всегда ориентирован в будущее:

Ø Смысл - идеальный проект совместной жизни, перспектива совместной жизни.

· Социальная группа - сообщество единомышленников.

Ø Предпосылкой возникновения группы является общий образ жизни (М.Вебер).

Ø Люди объединяются на основе общих ценностей и картины мира.

Ø Социальный мир – ансамбль групп, характеризующихся своим специфическим пространством взглядов, вкусов, привычек, потребляемых товаров, форм досуга и многим другим П. Бурдьё). Бурдьё различает «объективированный класс» – совокупность людей, выделенных на основании объективных статусных признаков, которую он классифицирует как статистическую категорию и «инкорпорированный класс» – совокупность людей, объединённых одинаковым отношением к жизни, общими одинаково значимыми предметами (вещами, идеями, чувствами) и осознающими свою общность.

«Социальное пространство и различия, которые проявляются в нём спонтанно, стремятся функционировать символически как пространство стилей жизни или как ансамбль Stande, групп, характеризующихся стилем жизни” (П. Бурдьё, фр. соц.).