Бихевиористская концепция.

ПОСТУЛАТЫ БИХЕВИОРИЗМА О ПРИРОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

· Гедонизм: в основе человеческого поведения лежит стремление человека к удовольствию. Взаимодействие направлено ( имеет своей целью ) на удовлетворение потребностей. Потребности у людей разные, удовольствие тоже понимается по-разному и достигается в индивидуальной форме. Но в своём стремлении люди одинаковы: все хотят наслаждаться жизнью.

· Прагматизм: люди стремятся к пользе и одновременно стремятся избежать вреда. Взаимодействие направлено на достижение выгоды. Выгода у каждого своя, но возможно взаимовыгодное взаимодействие – сотрудничество. Условиями этого является, во-первых, адекватное понимание своей выгоды и, во-вторых, общее понимание пользы.

· Рационализм: люди знают свою выгоду и могут выработать (сформулировать) общепринятые представления о пользе и вреде. Это возможно потому, что люди способны:

Ø Осознать цель; люди знают чего хотят;

Ø Найти оптимальное (наилучшее) решение для достижения цели;

Ø Переработать в поисках оптимального решения всю поступающую к ним информацию.

ТЕОРИЯ ОБМЕНА. МОДЕЛЬ ДЖ. ХОМАНСА.

Взаимодействие – это обмен «капиталами»; сущностью социального взаимодействия является «рынок». Каждый человек обладает личным «капиталом» (К): способностями, возможностями, предпочтениями – которые он стремится превратить в «товар» (Т) и выгодно обменять его на другой «товар» (Т*), на то, что ему необходимо для жизнедеятельности, но чего у него нет, но есть у других. В процессе взаимодействия человек «вкладывает» свой «товар» в надежде получить «вознаграждение» в виде «товара», которым располагают другие.

К Твклад Т*вознаграждение К*

Механизмом мотивации является соотношение между «вкладом» и «вознаграждением»: человек может быть либо удовлетворён, либо нет ситуацией обмена. В зависимости от этого он либо воспроизводит её, либо нет и выстраивает другую линию поведения. Восприятие и оценка ситуации обмена субъективны. Снижение уровня субъективности, упорядочивание процесса обмена достигается за счёт социальных норм, которые регулируют процесс «обмена», задавая стандартные формы поведения. Социальные нормы возникают из действий людей, рационально рассчитывающих свой интерес и представляют собой, во-первых, правила реагирования на внешние стимулы и, во-вторых, стандартные схемы поведения в конкретных условиях.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПОЗИТИВИЗМА.

· Преувеличение рациональности человеческого поведения. Игнорирование нерациональной мотивации: существуют области негарантированного, неэквивалентного и несимметричного обмена:

Ø Мотив «внутреннего вознаграждения»; напр. удовлетворение от самого процесса работы;

Ø Мотив долга; граница между выгодой и долгом весьма условна, напр. долг родителей по отношению к детям; у мотива долга имеется и метафизическое основание, напр. перед совестью, богом и т.п.;

Ø Мотив членства в группе, напр. желание быть в составе референтной группы;

Ø Эмпатические мотивы: дружба, любовь, альтруизм и т.п.

Ø Аффективные мотивы: страх, и т.п.

· Проблема денежного фетишизма: признание за деньгами особой роли как всеобщего эквивалента, преклонение перед деньгами как универсальным инструментом достижения целей.

Т — Д —Т' превращение денег в капитал Д — Т — Д'

В социологии проблема Д.Ф. предстаёт как подавление индивидуальности: вместо того, чтобы развивать свою индивидуальность, самореализовываться в творчестве, человек стремится к накоплению денег, т.к. они являются мерилом социального успеха, универсальным эквивалентом – товаром, который можно обменять на что угодно. «Степень власти денег – степень моей власти…Я ужасен, но я могу купить для себя самую прекрасную из женщин. Следовательно, я не ужасен…Я глуп, но деньги – это реальный разум всех вещей и как же тогда их обладатель может быть глуп? Кроме того, он может купить для себя талантливых людей, и тот, кто имеет власть над талантливыми людьми, разве не более талантлив, чем талантливые люди? Разве не я, кто благодаря деньгам, способен на всё, чего страстно желает сердце, обладаю всеми человеческими способностями? Разве, следовательно, не мои деньги трансформируют всю мою несостоятельность в свою противоположность?»

«Капитал - мертвая производственная сила, которая, подобно вампиру, живет только при всасывании живой рабочей силы, и живет тем больше, тем больше труда она всасывает».

· Бихевиористы утверждают, что существует прямая и однозначная связь между конкретными стимулами и конкретными реакциями. Интеракционисты обращают внимание на такие факты поведения людей, когда одинаковые стимулы приводят к неодинаковым реакциям разных людей и на то, что разные стимулы могут приводить к одинаковым реакциям. Объяснение этих фактов может быть одно: между стимулом и реакцией имеется что-то, что приводит к неоднозначности между стимулом и реакцией. Это что-то – самосознание личности, которое регулирует реакции личности на воздействие внешней среды.