Интеракционистская концепция.

ПОСТУЛАТЫ ИНТЕРАКЦИОНИЗМА О ПРИРОДЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

· Эмпатическая: в основе человеческого взаимодействия лежит способность к сопереживанию и подражанию. Взаимодействие первоначально возникает на основе социальных чувств (интерес, признательность, уважение, взаимопомощь, враждебность и т.п.). Акты подражания позволяют представить себе внутренний мир. Эмпатия – чувственное восприятие внутреннего мира другого человека.

· Игровая: человеческое взаимодействие – это игра по правилам. Игра – атрибутивная характеристика человеческой активности. Человеческое взаимодействие всегда избыточно с позиции прагматизма и не всегда рационально. Взаимодействие образно можно определить как «социальный танец», как «поведенческий рисунок характера». Часто можно слышать выражения: «партнёр по взаимодействию», «спутник жизни» и т.п.

· Символическая: взаимодействие непрерывно сопровождается обменом взглядами на ситуацию и жизнь в целом. Поведение ориентировано на ценности как стратегические цели. Рациональность – культурно-исторический феномен: у разных народов и в разное время существовали разные представления о рациональных, эффективных, правильных действиях. Так было и так будет всегда. Кроме того людям свойственно фантазировать и мечтать, т.е. ориентировать свои действия на то, чего не существует. Символ – это любой предмет, который объединяет людей и направляет их действия к общей цели.

ОБЩЕСТВО КАК «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ». ДЖ.МИД, Г.БЛУМЕР.

Общество как структура межличностных отношений возникает в процессе определенияситуации. Этот процесс осуществляется посредством механизмов «означивания» и «осмысления».

· Механизм «означивания». Не существует объективных значений как таковых. Люди всегда интерпретируют ситуации и действия, т.е. описывают разными словами. «Интерпретировать действия другого – это определить для себя, что действие имеет то или иное значение, тот или иной характер» (Г.Блумер). При этом люди не реагируют на все внешние воздействия. Они принимаю во внимание только те фрагменты мира, которые им знакомы и имеют для них значение. Люди сами выделяют значимые для них фрагменты мира: так появляются объекты. «Объект – т.е. то, что индивид мысленно обозначает,- отличается от стимула…Объект является продуктом диспозиции индивида действовать, а не стимулом, который вызывает действия…На самом деле индивид сам конструирует свои объекты на основе осуществляемой им деятельности» (Г.Блумер). Значения возникают в процессе выделения отдельных свойств предметов и формулирования правил действия с ними. Люди договариваются: что и как надо делать. Так возникают «роли», которые являются, во-первых, - распределением совместных действий, и, во-вторых, - схемой последовательных операций по реализации действий. Устойчивый порядок действий порождает устойчивые, привычные значения – и наоборот. В устойчивом социальном порядке возникают устойчивые способы реагирования на внешние воздействия - типовые модели поведения. Так возникают «статусы» – устойчивые поведенческие комплексы (модели), структура социально приемлемого поведения, система взаимопризнанных позиций.

· Механизм «осмысления».

Люди постоянно сталкиваются с необходимостью определения перспектив совместных действий. Действия и поведение не просто протекают, а выстраиваются человеком или конструируются. Причём этот процесс также протекает совместно с другими, т.е. носит социальный характер. Для выделения социально значимых предметов люди создают символы, которые «работают» как маркеры социально значимых предметов человеческого внимания и деятельности. Символ – любой предмет, задающий согласованную систему действий. Принимая символы мы принимаем модель поведения. Поведение выстраивается и по отношению к квазиобъектам – идеальным предметам. Человек не отражает, а постоянно изменяет мир. «Поведение человека не является результатом давления окружающей среды…Оно возникает в результате того, как он интерпретирует эти вещи и обращается с ними в действии, которое он конструирует. Процесс формирования значений, посредством которого конструируется человеческое действие, не может быть объяснён факторами, которые предшествовали действию. Процесс формирования значений существует как таковой и должен таким приниматься и изучаться» (Г. Блумер).

Смыслы существуют в символической форме, а символы – программа поведения.

Символ как программа поведения содержит:

√ Целевой компонент в виде идеальной прогностической конструкции перспективы взаимодействия. Символ как бы говорит: если мы будем ориентироваться на этот образ, совместно стремиться к его реализации, то каждый из нас реализует свои индивидуальные цели.

√ Инструментальный компонент: указание на социально приемлемые средства достижения цели. Символы задают систему приоритетов в использовании фрагментов реальности, ранжируют объекты по степени важности.

Смысл – сценарий совместных действий, социальное (групповое) определение ситуации, перспектива совместных действий. Смысл появляется, во-первых, как понимание взаимных позиций, как предвосхищение реакций других на мои действия: «Мы говорим, что животное не думает, т.е. оно не ставит себя на позицию другого индивида, и не говорит в результате: он будет действовать так-то, а я буду действовать так-то» (Дж. Мид). Смысл появляется, во-вторых, как принятия, согласования позиций.

Общество как символическая интеракция – это взаимодействие между людьми, опосредованное символами. Взаимодействие – обмен символами.

Символы картина мира Я-образ модель поведения