Общество как живой организм: функционализм.

Точка зрения функционализма на общество и общественную структуру была впервые выражена в XIX в. Гербертом Спенсером. Он сравнивал общество с живыми организмами, подобными чело­веческому телу. В нашем теле каждый орган — сердце, мозг, желудок и т.д. — выполняет специфическую функцию в процессе поддер­жания жизни. Связанные между собой внутри нашего организма, его различные органы образуют взаимозависимую систему. Если один орган прекращает функционировать или действует недостаточ­но, организм не может функционировать нормально, и, возможно, полностью выходит из строя. Сторонник функционализма рассмат­ривает общество как организмы, составленные из многих частей: военной, экономической, медицинской, религиозной и т.д. Каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем больше различия между этими функциями, тем труднее одной части заменить другую.

Спенсер заложил основы функционализма, великий французский социолог Эмиль Дюркгейм великолепно развил их. Дюркгейм рас­суждал так: если общество образовано из множества различных час-


РАЗДЕЛ 3

тей и каждая оказывает влияние на функционирование всей сис­темы, то общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Теория Дюркгейма объясняет все общественные явления, в том числе и девиантное поведение (откло­нение от норм), хотя на первый взгляд кажется, что оно не выпол­няет какой-либо общественной функции... Дюркгейм считал, что отклонение от социально одобряемых целей и ценностей имеет определенное позитивное значение. Например, убийство дает людям возможность вновь подтвердить правила, запрещающие преступ­ление, и, наказав убийцу, они выражают свое согласие с этими правилами.

Современные функционалисты — Толкотт Парсонс, Роберт Мер-тон и Кингсли Дэвис — выступают последователями Спенсера и Дюркгейма. Их основной подход состоит в определении частей об­щества, выявлении их положительных и отрицательных функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого. Следующие пять пунктов составляют тео­ретические рамки современного функционализма.

1. Общество — это система частей, объединенных в единое целое.

2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в
них существуют такие внутренние механизмы контроля, как право­
охранительные органы и суд.

3. Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются
сами по себе или в конце концов укореняются в обществе. На­
пример, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в наше
общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недо­
верие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин и
женщин, однако сегодня, спустя 20 лет, радикалов и хиппи погло­
тила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами,
учителями, даже биржевыми маклерами.

4. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный
характер.

5. Социальная интеграция или ощущение, что общество является
хрупкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на
основе согласия большинства граждан страны следовать единой сис­
теме ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью
монархии; в США принцип равных возможностей присущ мировоз­
зрению большинства американцев.

Эта система ценностей — самый устойчивый остов общественной системы.