ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБАТЫВАЕМОМУ ИЗДЕЛИЮ

Любое изделие наряду с высокими техническими показателями должно соответствовать существующим требованиям внешнего оформления. Внешнее оформление, создающее эстетическое восприятие изделия, обеспечивается в процессе выполнения художественно-конструкторских работ. Порядок выполнения художествен но-конструкторских работ при разработке конструкторской документации изложен в методических указаниях РД 50-410—83.

Художественно-конструкторская разработка (ХКР) заключается в создании художественно-конструкторской документации (ХКД). Общая номенклатура изделий и их составных частей, подлежащих художественно-конструкторской разработке, номенклатура разрабатываемой документации и требования к ним устанавливаются в нормативно-технических документах. Разработчик ХКД проводит оценку чертежей деталей и сборочных единиц, подлежащих художественно-конструкторской разработке. Сам разработчик ХКД выбирает и составляет перечень деталей, подлежащих ХКР.

Чтобы в разрабатываемом изделии можно было оптимально решить проблемы художественно-конструкторских разработок, конструктор должен быть знаком с основными принципами этих разработок. Внешняя поверхность изделия является основным объектом, создающим эстетическое восприятие изделия. Отработка внешней формы изделия может иметь эффект, если руководствоваться следующими требованиями:

общий конструктивный стиль отдельных узлов должен создавать гармоничную, продуманную конструкцию изделия;

внешние очертания конструкции должны быть простыми и строгими; форма рабочих органов, находящихся снаружи, должна соответствовать содержанию; части машин, где это представляется возможным, предпочтительно выполнять прямоугольной или квадратной формы, что создает впечатление лаконизма; острые углы должны закругляться; большой радиус закругления создает впечатление тяжести;

В конструкции выделяют горизонтальные или вертикальные линии, которые решают проблемы пропорции отдельных частей. Чтобы конструкцию выполнить визуально

визуально выше, выделяют вертикальные линии, а чтобы выполнить ее ниже — горизонтальные линии;

петли дверей и ручки должны быть тщательно обработаны, так как они значительно влияют на внешний вид изделия. Петли следует выполнять так, чтобы они не выделялись на фоне наружной поверхности изделия;

простая внешняя форма позволяет содержать изделие в чистоте, облегчает удаление осевшей пыли;

форма изделия должна быть гармонически увязана с формой электрошкафов и пультов управления;

симметрия служит для выражения статичности; когда необходимо придать изделию динамичность, применяют асимметрию (вид автомобиля сбоку).

Крышки и кожухи как элементы внешней поверхности изделия могут значительно повлиять на его внешний вид. Если необходимо наличие крышек и кожухов (для закрытия движущихся частей и привода изделия), их не надо выделять от наружных поверхностей изделия.

Отделка и окраска поверхностей изделия имеет большое значение в создании эстетического восприятия. Ниже приведены некоторые требования, например к рациональной окраске поверхностей изделия:

окраска изделия должна соответствовать его конструктивным особенностям

;

окраска конструкции не должна совпадать с окраской помещения и окружающей среды;

окраска не должна быть пестрой; так как она вносит впечатление беспорядочности и раздробленности конструкции;

темная окраска создает впечатление тяжести и грязи;

темные цвета используются при окраске фундаментов несущих конструкций; светлые тона создают впечатление легкости;

детали и части изделия, которые могут привести к травме, окрашиваются в яркие, предупреждающие тона;

движущиеся узлы (столы, салазки), окрашиваются в цвета, активизирующие окружающих;

органы управления окрашиваются в яркие цвета;

внутренние поверхности корпусных деталей окращиваются в светлые тона, что облегчает сборку; внутренние части панелей, люков окрашиваются в яркие цвета, чтобы они отчетливо выделялись в открытом положении;

изделия, излучающие теплоту, окрашиваются в серебряный или голубой цвета.

Для решения художественно-конструкторских задач разработка ведется на всех стадиях создания нового изделия. Художественному конструированию подлежат также упаковка и сопроводительная документация.

На стадии технического задания разрабатываются исходные данные для художественно-конструкторской разработки, включающие требования технической эстетики, к декоративно-конструкционным материалам, к технологии отделки, к упаковке и сопроводительной документации на изделие.

На стадии технического предложения рекомендуется производить:

сбор и изучение исходных проектных данных, включая информационные и патентные материалы;

функциональный, социологический, эстетический, эргономический, технологический и социально-экономический анализы изделия — прототипа и аналогов;

исследование предполагаемых условий изготовления и эксплуатации (потребления) разрабатываемого изделия;

определение вариантов художественно-конструкторского эргономического и цветофактурного решений;

определение декоративно-конструкционных материалов и технологии отделки;

выбор основного (основных) варианта художественноконструкторского, эргономического и цветсфактурного решения с учетом выбранных декоративно-конструкционных материалов и технологии отделки.

На стадии эскизного проекта рекомендуется производить: разработку художественно-конструкторского и эргономического решений; разработку дополнительных вариантов цветофактурного решения; детализацию декоративно-конструкционных материалов и технологии отделки.

На стадии технического проекта рекомендуется производить: окончательную разработку художественно-конструкторского и эргономического решений; окончательную разработку вариантов цветофактурного решения и детализацию декоративно-конструкционных материалов и технологии отделки; оценивать сбщее впечатление художественно-конструкторской разработки.

В ходе выполнения каждого этапа ХКР разрабатывается соответствующая художественно-конструкторская документация. К ней относится художественно-конструкторский общий вид, отражающий внешний вид изделия,

изделия, его общую композицию, геометрию и цветофактурные решения отдельных элементов. Эргономическая схема отражает связи элементов и параметры системы «человек—изделие—среда». Оригинал графических элементов (фирменные знаки, эмблемы и т. д.) содержит точное воспроизведение графических элементов изделия, упаковки и сопроводительной документации на изделие. Карта цветофактурного решения включает варианты цветофактурного решения изделия и нормированные требования к материалам, цвету, блеску, фактуре, текстуре его видимых (наружных и внутренних) поверхностей.

В целях обеспечения эффективности разработки на соответствующих этапах ХКР выполняют художественноконструкторские образцы, модели и макеты. Художественно-конструкторская модель — это образец, обеспечивающий предварительное формирование объемно-пространственного решения изделия. Художественно-конструкторским макетом является образец, максимально соответствующий окончательному объемно-пространственному и цветофактурному решению изделия.

Оценка изделия по эстетическим показателям является составной частью оценки технического уровня и качества промышленной продукции. Эстетические показатали разрабатываемого изделия должны включать в себя следующие подгруппы: информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Каждая из перечисленных подгрупп эстетических показателей согласно методике РД 50-149—79 включает в себя ряд единичных показателей.

Информационная выразительность характеризует способность изде-лия отражать в его форме сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы. Она проявляется в художественнообразном выражении социально значимой информации; в своеобразии признаков формы, выделяющих данное изделие из других аналогичных изделий (оригинальность); в устойчивых признаках формы, характеризующих сложившуюся общность средств и приемов художественной выразительности, свойственных определенному периоду времени (стилевое соответствие); в признаках внешнего вида изделия, выявляющих общность временно господствующих эстетических вкусов и предпочтений (соответствие моде).

Рациональность формы характеризует соответствие формы объективным условиям изготовления и эксплуатации изделия, а также правдивость отображения в ней функционально-конструктивной сущности изделия. Она выражает: соответствие формы изделия его назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам (функциональноконструктивная обусловленность);

Целостность композиции характеризует гармоничное единство частей и целого, органичную взаимосвязь элементов формы изделия и его согласованность с ансамблем других изделий. Она определяет эффективность использования профессионально-художественных средств для создания полноценного композиционного решения и находит выражение в общей логике пространственного строения формы, ее масштабной, пропорциональной и ритмической организации (организованность объемно-пространственной структуры); в художественном осмыслении реальной работы конструкции и материалов (тектоничность); в моделировке, взаимопереходах и связях объемов, плоскостей и очертаний формы (пластичность); в соподчинении графических и изобразительных элементов общему композиционному решению (упорядоченность графических и изобразительных элементов); во взаимосвязи цветовых сочетаний и использовании декоративных свойств материалов (колорит и декоративность).

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида существенно влияют на особенности эстетического восприятия формы и изделия и характеризуются чистотой выполнения контуров, округлений и сочленений элементов; тщательностью нанесения покрытий и отделки поверхностей; четкостью исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов; сохраняемостью элементов формы и поверхностей от повреждений, стирания и изменения декоративных покрытий (устойчивость к повреждениям).

В настоящее время сложилась общая теория композиции в технике. Она основывается на двух категориях: тектонике и объемно-пространственной структуре. Композиционное решение придает изделию эстетическую выразительность и подчеркивает ее функциональное применение. Тектоника есть зримое отражение работы конструкций

струкции и материала изделия в приданной ему внешней форме. Например, литая несущая конструкция должна быть выражена в свойственной ей форме, чтобы не возникли сомнения, что это именно литье, поэтому можно говорить о тектонике «литой формы», частности тонкостенной литой формы или крупного литья. Если тектоника дает представление о характере работы конструкции в материале, определенным образом выраженным в конкретной форме, то объемно-пространственная структура изделия говорит о взаимодействии формы (контуров) изделия с окружающим его пространством.

В качестве объекта художественного конструирования выступает цветовая гамма. В последнее время в оформлении изделий используются различные оттенки одного цвета, а подчас и контрастные цвета. Работы в области инженерной психологии показывают, что правильно выбранная окраска изделия не только улучшает его эстетическое восприятие, но и повышает производительность труда человека-оператора.

Глава 6 ОШИБКИ В РАЗРАБОТКАХ НОВЫХ ИЗДЕЛИЙ И БОРЬБА С НИМИ