Протоинтонационный, 1 класс.
Главная задача – накопление музыкального опыта ребёнка. Ребята усваивают общий характер звучания музыки и не могут выделить отдельные его элементы. При изменении темпа, регистра, динамики дети не узнают знакомое произведение.
Интонационный, музыкально-речевой 2 – 3 классы.
Главная задача – овладение операциями анализа. На этом уровне дети выделяют элементы музыкальной речи и создают с их помощью музыкальные образы. Вводятся названия регистров, нот звукоряда, длительностей звуков, динамические оттенки, тембр.
3. Композиционный 4 – 5 классы.
Главная задача – научить процессу синтеза, создание музыкального образа и целостное его восприятие. Как сочинить из интонаций целостный музыкальный образ. Развить чувство формы, которое основано на операциях музыкального мышления.
Концептуальный 6 – 7 классы.
Этот уровень характеризуется развитием способности самостоятельной интерпретации музыкальных образов, формированием своего собственного взгляда на мир, выработкой своей личной позиции в искусстве, художественной оценки музыкальных явлений, самостоятельным открытием духовных ценностей в музыке.
Развитие составляющих творческого процесса в ходе музыкального воспитания:
№ | Психолого–физиологические составляющие креативности (творчества) | Умения и навыки учащихся, сформированные к концу обучения | Приёмы, развивающие творческие способности |
Цельность восприятия | 1. Учащиеся должны уметь целостно воспринимать музыкальное произведение; 2. Находить яркие оригинальные образы в услышанном произведении; 3. Уметь ассоциировать услышанный музыкальный образ на язык других видов искусства (литературы, живописи, танца); 4. Иметь целостные представления о музыкальных стилях, направлениях, творчестве композитора. Уметь выражать их в конкретных или абстрактных образах рисунках. | 1. «Творческая мастерская» 2. «Художники–декораторы» | |
Оригинальность мышления | 1. Уметь внутренне «переинтонировать» услышанное в музыке образы музыкального произведения на конкретное или абстрактное его выражение в другом виде искусства (танец, литература, живопись, пантомима); 2. Уметь выразительно, красиво, оригинально передавать музыкальные образы в процессе дирижирования своим пением, отдельным фрагментом музыкального произведения или пением хора (класса). | 1. Перевод музыки на язык другого вида искусства 2. Экспрессивное выражение собственного эмоционального состояния, возникшего в процессе прослушивания музыкального произведения, в мимике и жестах (рисунке) 3. Дирижирование | |
Гибкость, вариативность мышления | 1. Уметь быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому; 2. Уметь быстро и легко находить цветовые гаммы для передачи музыкально-образных характеристик, используя как можно более широкий спектр речевых возможностей; 3. Уметь выражать замысел музыкального произведения через абстрактно-цветовое решение. | 1. «Литературно-музыкальная палитра» 2. Ситуация: «Я – сочинитель» | |
Готовность памяти | 1. Определение названия и автора произведения; 2. Узнавать по стилю музыкального произведения композитора или круг предполагаемых композиторов, похожих по стилистическим особенностям, при условии, что музыка слушается впервые; 3. Уметь быстро и точно воспроизводить нужную информацию. | «Ассоциативные сети» | |
Лёгкость генерирования идей | Уметь выдвигать большое количество разнообразных версий – идей по одному вопросу или заданию | «Мозговой штурм» | |
Сближение понятий | 1. Учащиеся должны иметь большой диапазон ассоциативных связей; 2. Находить самостоятельную логику, связывающую воедино подчас разные понятия; 3. Уметь совершать логический переход от одного понятия к другому в три – четыре промежуточных логико-ассоциативно связанных слова; 4. Находить ассоциативные понятия к исходному слову, причём круг поиска должен быть широк и многообразен. | 1. «Найди пропущенное слово» 2. «Найди ненужное слово» 3. Ассоциативные гроздья» 4. Логико-ассоциативная цепочка | |
Работа подсознания | 1. Уметь интуитивно выстроить структуру музыкального произведения, состоящего из нескольких частей, а также уметь объяснить предполагаемую структуру; 2. Уметь точно находить ассоциативные связи прослушанных музыкальных образов с жизнью; 3. Уметь интуитивно предсказывать цепь событий, связывающих музыкальное произведение, чтобы определить образ недостающей части (преднамеренно пропущенной педагогом). | Творческое комбинирование (конструирование); восстановление целого и частей; определение недостающего звена для воссоздания целого | |
Способность к открытию. Парадоксальность мышления | 1. Уметь открывать в каждом соприкосновении с музыкальным произведением новые, оригинальные образы, новые выразительные возможности средств музыкальной выразительности; 2. Уметь вслушиваться в тончайшие оттенки музыкально произведения, улавливать тончайшие детали музыкального образа с целью выявления и объяснения парадоксальных подчас его деталей; 3. Уметь определять прототипы музыкальных произведений: предметы, явления, окружающие композитора на момент сочинения им данного произведения; 4. Уметь управлять своим творческим самочувствием, научиться образному видению слова: ощущать, открывать новый замысел в давно знакомых словах. | 1. Поиск художественной ассоциации 2. Выявление парадокса 3. Ситуация «Я – психолог» 4. Способность к открытию образного видения слова | |
Способность к рефлексии | 1. Уметь объективно оценивать себя и своих одноклассников; 2. Пользоваться десятибалльной шкалой оценивания с применением дополнительных уровней объективности – плюсов и минусов; 3. Выявлять, объяснять, приводить доводы, делать самостоятельные выводы; 4. Уметь давать художественную оценку произведению. | 1. Самооценка 2. Взаимооценка 3. Экспертная оценка 4. Художественно-эстетическая оценка музыки | |
Воображение или фантазия | 1. Создавать на основе изученных средств музыкальной выразительности импровизированные комбинации 2. Уметь моделировать логически как дальнейшее развитие сюжетной линии музыкального произведения, так и музыкальные средства её выразительности 3. Легко, без предварительной подготовки импровизировать любые ладо - ритмические, формообразующие, темброво-динамические комбинации | 1. Импровизация путём комбинирования отдельных средств музыкальной выразительности: а) формы; б) ритмического рисунка; в) лада; г) звуковысотности; д) темпа; е) динамики 2. Моделирование заключительного звена |
Методы развития музыкального мышления: инсценирование, анализ, проблемные ситуации, подбор цветовых, изобразительных ассоциаций, поиск выразительных движений, красок, словесная, пластическая, вокальная, инструментальная импровизации.
На уроках музыки в общеобразовательной школе применяются следующие виды художественно-педагогического анализа:
§ анализ всех средств музыкальной выразительности (динамический, ритмический, тембровый, фактурный, тональный), анализ формы;
§ исполнительский,
§ культурологический анализ (рассматривается отражение в произведении эпохи, страны, личности композитора),
§ интонационно-смысловой (большое внимание уделяется интонационно-структурной стороне музыки, её тематическому зерну, её основным интонациям),
§ феноменологический анализ (каждый человек слышит и осознаёт в музыке что-то своё и здесь идёт опора на анализ понимания произведения, выражение своего, субъективного отношения к нему),
§ сравнительный анализ (упор делается на выявление сходства или различия в содержании двух или нескольких художественных произведений в процессе их сопоставления).
§ ценностный анализ определяет, о чём рассказывает музыка, что она выражает. В нём преобладает внутреннее отношение к произведению и взаимодействие ценностного мира личности с ценностным потенциалом музыки.
Самый доступный для детей вид музыкального творчества – импровизация – (от лат. неожиданный) – древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время её исполнения. Импровизации могут быть:
Речевые импровизации:
ü поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, тревожно и т.д.;
ü сочинение окончаний к стихотворным строкам, какими интонациями можно раскрасить стихотворение;
ü сочинение сказок;
ü сочинение текста на предложенную мелодию;
ü написание сочинений;
ü Литературно-музыкальные композиции;
Пластические импровизации:
ü Свободное дирижирование;
ü Пластические этюды – игры «Зеркало», «Море» и т.д.
ü Имитация игры на инструментах.
Изобразительные импровизации:
ü Рисование под музыку, лепка персонажей;
ü Создание костюмов, декораций;
ü Подбор цветов, фигур, картин.
Инструментальные импровизации:
ü Подбор соответствующих характеру музыки инструментального аккомпанемента;
ü Сочинение ритмического аккомпанемента;
ü Рисование звуковых картин;
ü Озвучивание картин и стихотворений;
Вокальные импровизации:
ü Свободное рисование голосом, кластер, глиссандо;
ü Озвучивание имён;
ü «Музыкальный диалог»;
ü Завершение мелодии;
ü Сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию, мотив;
ü Импровизация на стихотворный текст (или прозу);
ü Инсценирование песен и сказок;
Вокальная ритмо-мелодическая импровизация нацелена на создание учащимися мелодии. Основа для неё поэтический текст. Весь процесс импровизации проходит в несколько этапов:
I ЭТАП – выразительное чтение поэтического текста и выбор характера будущей мелодии, её темпа, жанровой основы, лада, направления звуковысотного движения.
II ЭТАП – ритмизация стихотворных строк на основе их выразительного чтения и исполнения ритма звучащими жестами (опрос происходит «в цепочку»); выбор наиболее интересных и точных ритмических рисунков, запись выбранного вне нотоносца (либо выкладывание ритмическими карточками).
III ЭТАП – каждый учащийся импровизирует мелодические рисунки в найденном ритме. Выбирается лучшая либо составляется общая из разных фрагментов, записывается на нотоносце.
IV ЭТАП – можно сочинить к песне ритмический и инструментальный аккомпанемент, вступление и заключение.
V ЭТАП – исполнение песни полностью.
Творчество ребёнка на уроках музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности, в самостоятельной позиции ребёнка, его сознательном выборе, не просто воспроизведении, но и создании нового, самостоятельном открытии чего-то ранее им неизвестного. Ценность для педагога в творческой деятельности ребёнка не её результат, а сам процесс рождения нового, необычного, собственного. Это позволяет учителю проследить ход мысли ребёнка и оценить уровень развития его музыкального мышления.