История

В 739 г. н. э. мутазилиты с сочувствием отнеслись к восстанию Зейда ибн Али, за что подверглись гонениям. В 744 г. приняли участие в дворцовом перевороте, в результате которого к власти пришел халиф Йазид ибн аль-Валид[3].

С приходом к власти Аббасидов в 750 г. мутазилиты поначалу продолжали подвергаться гонениям. Их положение изменилось при халифе аль-Мамуне (813—834): некоторые из них занимают ответственные должности, их деятельность наряду с деятельностью других мыслителей-рационалистов поощряется государством[1]. С 847 года при ал-Мутаваккиле опять подвергаются гонениям.

Во времена правления Буидов процветала мутазилитская школа Абд ал-Джаббара (ум. в 1025 г.)[4].

Идеи мутазилитов нашли отражение в воззрениях йеменских зейдитов, а в XII—XIII веках получили распространение вХорезме[5].

На протяжении всей истории данного направления в мутазилизме существовало множество соперничавших между собой группировок. В IX—X веках главными школами мутазилизма были басрийская и багдадская. Басрийскую школу представляли Муаммар бен Аббад (ум. в 830 г.), Абуль Хузайл аль-Аллаф ан-Наззам (ум. в 835 г. или ок. 845 г.), аль-Джахиз (ум. ок. 868 г.), Абу Али аль-Джуббаи (ум. в 915 г.) и его сын Абу Хашим (ум. в 933 г.). К багдадской школе, которую основал Бишр бен ал-Мутамир (ум. после 825 г.), принадлежали Сумама бен ал-Ашрас (ум. ок. 828 г.), аль-Мурдар (ум. в 840 г.), Ахмад бен Аби Дауд (ум. в 854 г.), аль-Хаййат и аль-Кааби (ум. ок. 930 г.). Представление о содержании дискуссий между этими двумя школами даёт книга мутазилита Абу Рашида ан-Найсабури (ум. ок. 1024 г.) «аль-Маса́иль филь хиля́ф бэ́йналь басриййи́н валь багдадиййи́н» (араб. المسائل في الخلاف بين البصريين والبغداديين‎‎)[5].