рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм - раздел Философия, Система открытого образования Теория «Зеркального Я», Обозначив Новое Понимание Социальной Структуры, Не Им...

Теория «зеркального Я», обозначив новое понимание социальной структуры, не имела достаточно глубокой концептуальной проработки, носила скорее описательно-бытийный характер, не отвечала канонам строго обоснованного знания. Однако идея, заложенная в ней, оказалась достаточно плодотворной. Она содействовала тому, что целая плеяда американских ученых взялась за разработку нового теоретического направления, суть которого заключалась в осмыслении социальной структуры через факт взаимодействия между людьми в процессе их совместного проживания. Теоретические идеи символического интеракционизма, как раз таки, и явились одной из первых попыток концептуализации этого факта.

Основоположником символического интеракционизма считается американский исследователь Дж.Мид (1863-1931), правда, само название этого направления появилось несколько позже, в трудах его последователей. Дж.Мид попытался ответить на вопрос, как человек, появляясь на свет в виде чисто «физического субъекта», превращается в личность, в Необходимый элемент социальной структуры, в «социальное Я».

В работе «Разум, я и общество» (вышедшей в 1934 году и представляющей собой посмертное издание лекций, прочитанных в Чикагском университете) Дж.Мид попытался раскрыть сущность социального через такие понятия, как «коммуникация», «общение», «соучастие», «приспособление», «подражание», «отклик», «установка», «символ», «смысл», «самость».

Концептуализация социальности, с точки зрения Дж.Мида, достигается путем анализа тех связей, которые устанавливаются между людьми в рамках единой социальной целостности.

Именно поэтому понятие «коммуникации» становится основным и определяющим в теоретической конструкции Дж.Мида. К нему стягиваются и остальные из вышеуказанных понятий, хотя каждое из них имеет свою особую концептуальную нагрузку. Коммуникация трактуется Дж.Мидом как общение на основе языка и жеста, т.е. особых символов взаимодействия (отсюда и название этого направле-
ния - символический интеракционизм, т.к. по английски взаимодействие - interaction). «Принцип, который я предлагаю для определения социальной организации, - пишет Дж.Мид, — есть коммуникация, вовлекающая других в процесс соучастия. Он требует присутствия других в самости, идентификации других с самостью, обретения самосознания через других».

Коммуна и коммуникация, имея общий корень, предполагают и совместное проживание, и обмен социализирующей информацией. В основе этого обмена лежит принцип подражания, выделение главных основных смыслов общения. «Здесь налицо некий избирательный процесс, - пишет Дж.Мид, - который избирает то, что является общим. «Подражание» зависит от индивида, воздействующего на себя самого так, как другие воздействуют на него, так что он находится под воздействием не только другого, но и самого себя» [46, 213].

Коммуникация, в данном случае, понимается как многократное отражение человеком самого себя и мыслей других о самом себе до тех пор, пока социальная самость, как некий свод взаимоприемлемых установок, правил, оценок и самооценок, не превратится в личностную самость. «Более или менее бессознательно мы видим себя так, - пишет Дж.Мид, - как видят нас другие... обращаемся к себе так, как обращаются к нам другие... Мы бессознательно ставим себя на место других и действуем так, как действуют другие. Я хочу просто выделить здесь некий всеобщий механизм, потому что он обладает фундаментальным значением для развития того, что мы называем самосознанием и возникновением самости. Мы постоянно, особенно благодаря использованию голосовых жестов, пробуждаем в себе те отклики, которые мы вызываем у других, так что мы перенимаем установки других, включая их в свое собственное поведение».

Акты общения и символического взаимодействия и есть та среда, в которой формируемся личность, происходит превращение физического человека в «социальное Я». Возможность такого превращения объясняется тем, что индивид, общаясь с другими индивидами, являющимися представителями различных социальных групп и слоев общества и, тем самым, выступающими живыми носителями различных программ поведения, как бы списывает, считывает с них программы поведения и сознательно или несознательно превращает их в правила собственного поведения. Человек, тем самым, из простой живой формы превращается в «социальное Я».

Возможность такого считывания программы поведения определяется как индивидуальная перспектива. В такой перспективе выражается специфичность взаимодействия субъекта с окружающей средой. В силу того, что субъект общается не с одним человеком, а с множеством людей, которые являются носителями разных программ поведения, то перспективы приобретают характер объективно существующего феномена. Наличие этого феномена, по мнению автора, и определяет природу «социального Я». Социален и субъект, т.е. он погружен в систему индивидуальных перспектив, и его личная социализация представляет собой итог группового общения, или интериоризации «обобщенного другого». Социализированная личность представляет собой сложную систему, состоящую из сугубо индивидуальных черт, или того, что определяется понятием «Я» и социализированных качеств, определяемых понятием «Мы». Последнее представляет собой совокупность установок «других Я», «роли другого» и «обобщенного другого», т.е. интернализированную структуру групповой деятельности как своеобразную функцию взаимодействия индивидов в рамках малой группы. Так в процессе перехода от принятия роли «другого», «других», а затем «обобщенного другого», происходит превращение физиологического организма в «социальное Я».

Социализируясь, человек не только других людей, но и себя начинает воспринимать в качестве объекта, т.е. становится объектом самопознания, предметом внутреннего самообщения и самооценивания, что и отличает человека от всех других объектов живой и неживой природы. Человек, находясь в символическом поле, стремится понять жесты (действия) других людей и сам ведет себя в соответствии с общепринятыми нормами, т.е. той самостью, которая утверждается в обществе и постепенно становится частью его внутреннего мира, важным элементом его социального мышления.

Эти общие идеи символического интеракционизма получили свое дальнейшее развитие в творчестве другого американского исследователя Г.Блюмера (1900-1967), который в работе «Символический интеракционизм: перспективы и метод» и ввел в научный оборот само название этого направления.

Суть теоретической конструкции Г.Блюмера выражается следующими понятиями:

· деятельность человека в отношении объектов (а таковыми могут выступать как и сам человек, так и другие люди) осуществляется на основании тех значений, которые этим объектам придаются;

· значения есть продукт социального взаимодействия (интеракции) между индивидами в процессе их совместного проживания;

· символизация значений, способы их изменения и применения есть результат интерпретации знаков.

Взаимопонимание людей в процессе общения и поведения есть результат однозначного восприятия языка и тех символов, которые вырабатываются у людей в рамках той или иной культурной среды.

Оригинальный вариант символического интеракционизма развивается в работах Э.Гоффмана (1922-1982), который называется автором "драматургического подхода", выражающим проявления личной и общественной жизни в театральной терминологии. При этом человек одновременно выступает в качестве автора, режиссера, актера, зрителя и критика, как бы примеривая на себе разные социальные роли.

В обобщенном виде варианты символического интеракционизма предстают в качестве концептуализированных систем. Однако самим авторам такая интенция не присуща. Для них более характерным было описание конкретных ситуаций. Общество, понимаемое интеракционистами как общение, находится в постоянном движении и изменении, поэтому, с их точки зрения, здесь не может быть каких-либо устойчивых абстракций и обобщений. Однако помимо их воли сами идеи, которые использовались для описания и объяснения тех или иных конкретных ситуаций, постепенно приобретали концептуально обобщенный характер, что и позволяет выделять интеракционизм в качестве самостоятельного терретического направления.

Дальнейшая концептуализация идей интеракционизма наблюдается в таких направлениях теоретической социологии, которые получили название «феноменологической социологии», основным представителем которой является американский ученый и предприниматель А.Шюц (1899-1959) и «этнометодологии» Г.Гарфинкеля (1917). Специфика этих направлений теоретической мысли определяется тем, что они касаются не столько проблем структурной организации общества, сколько способов ее понимания и объяснения, т.е. они акцентируют свое внимание на природе социального познания и знания, на способах формирования социологических понятий. И в этом плане они в значительной мере дополняют и углубляют идеи символического интеракционизма, вскрывают глубинные аспекты социального взаимодействия на уровне повседневного общения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Система открытого образования

Система открытого образования...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Символический интеракционизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Концепции действия, взаимодействия, социального пространства и социокультурной динамики в интегральной социологии П.Сорокина
Творчество американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889-1968) обширно и разнообразно. Рассмотрим лишь ту его часть, которая связана с его представл

Общая теория социального действия Т.Парсонса
Веберовская концепция социального действия свое дальнейшее развитие подучила в трудах американского исследователя Т.Парсонса (1902-1979), главными из которых являются: «Стру

Концепция действия в динамической социологии А.Турена
Французский исследователь Ален Турен (1925), будучи сторонником структурно-функционального анализа и разработчиком социологии труда, предложил свою версию социального действ

Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса
Представитель среднего поколения сторонников Франкфуртской школы Ю.Хабермас (1929), имея богатейший теоретический материал многих своих предшественников (не исключая и учени

Концепции социального действия и социального пространства П.Бурдье
Противоречивое единство социального мира по-своему попытался выразить и французский исследователь П.Бурдье (1930). Причем эту противоречивость П.Бурдье стремится выразить че

Теория структурации Э.Гидденса
Нетрудно заметить, что большинство авторов структуралистских концепций стремится совместить объективное и субъективное, осознанное и неосознанное, индивидуальное и коллективное, необходимое и случа

Концепция самореферентной системы Н.Лумана
Один из корифеев современной теоретико-социологической мысли, немецкий исследователь Никлас Луман (1927) свою концепцию структурной организации общества, как и многие его пр

Теории социального обмена
Сторонники символического интеракционизма стремились в основном раскрыть ментальные основы механизма общения и взаимодействия, т.е. попытались дать ответ на вопрос, как осуществляется взаимодействи

Социальная структура как результат социальной дифференциации
Понятие социальной структуры употребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле социальная структура определяется как внутреннее строение общества. Что соответствует этому в повседневн

Сущность и критерии социальной дифференциации. Социальная дифференциация и способы ее регулирования
Немногие из советских обществоведов пытались «заглянуть» за тот предел, который определялся программными проектами – развитие общества, и ответить на вопрос, каким же будет социально однородное общ

Социальные группы и социальные общности, их типология
Социологический подход к изучению любых явлений и процессов общественной жизни предполагает выявление и анализ тех социальных субъектов, деятельность которых порождает (или в деятельности которых п

Сущность социальной стратификации
Многие годы в нашей литературе господствовали негативные оценки теории социальной стратификации. Утверждалось, например, что эта теория противопоставляет марксистско-ленинскому учению о классах и к

Характеристики социальной мобильности в современном белорусском обществе
Для социологов представляется очень важным возможность замера на эмпирическом уровне социальной мобильности, показатели которой характеризуют переход из одного социального статуса (предписанного ил

Шкала уровня жизни
  57,9   40,4 2,7 9,2 16,4 31,3 20,1

Социальная организация как процесс и иерархическая целевая система социального взаимодействия
Изучение основных проблем выделенной темы должно основываться, прежде всего, на уяснении сущности такого феномена, как социальная организация. В научной литературе понятие «социальная орган

Общество как регулируемая и управляемая социальная система
Приступая к изучению этой темы, следует обратить внимание на то, что в социологии, включающей в свою структуру частные социологические теории, принято различать социологию управления и социологию о

Место и роль социальных факторов в структуре управления
С момента научного становления социологии в первой трети XIX в. и до настоящего времени на фоне многообразных социологических течений и школ отчетливо выделяются концепции, ставящие фундаментальные

Управленческая культура, ее сущность, особенности формирования
Традиционно субъективный фактор управления рассматривается в комплексе, сочетающем деловые, профессиональные и личностные качества руководителя. В их число входят: · профессиональные знани

Интерпретация результатов теста
  У физически и психически здоровых людей обнаруживаются тенденции к составлению графика-профиля личности несколько правее середины, т.е. с тенденцией к завышению своей самооценки, и

Тест 2. Насколько Вы соответствуете идеалу делового человека?
Портрет делового человека наших дней – совокупность многих и многих качеств. Хотите посмотреть в зеркало и разглядеть в нем свои возможности – ответьте на вопросы следующего теста. Отвечать на вопр

Социологическое исследование в структуре социологического познания
В структуре социологического знания важное место занимает методология социологического познания – учение о принципах, методах, способах, приемах научного освоения социальной реальности и формирован

Основные виды и типы социологических исследований
Классификация исследований производится по разным основаниям, в зависимости от преследуемых целей. Так, по своей направленности, по непосредственному отношению практике выделяются фундамента

Отображение логики социологического исследования в его программе
Программа социологического исследования – это документ, содержащий методологические и процедурные предпосылки научного поиска. По содержанию – это изложение логики исследования, це

Репрезентативность исследования
Не останавливаясь на методологических приемах организации выборки, которые подробно описаны в литературе, следует отметить, что ведущую роль в определении ее типов в каждом конкретном случае играют

Метод опроса в социологии. Анкетирование и интервьюирование. Интервью в фокус-группах
При изучении сущности и специфики опроса – самого распространенного метода сбора социологической информации – следует также обратить внимание на характеристики его различных видов: сплошных и выбор

Метод экспертных оценок, его виды, особенности организации
Анализ характеристики экспертных опросов (анкетирование и интервью) лучше всего сочетать с уяснением сущности еще одного метода сбора социологической информации – экспертных оценок. Использование м

СПАСИБО!
1. Выбор будущей профессии – серьезный и ответственный шаг. Тебе кто-нибудь помог его сделать? · Я сделал выбор самостоятельно, после долгих раздумий. · Посоветов

Социология
  Курс лекций   Часть II   Художник О.А. Стасевич Под авторской редакцией Компьютерная верстка Л.Н. Савич &nbs

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги