Социально-языковые функции

1а. Национально-культурная функция вытекает из сущностной функции социальной памяти, свойственной язы­ку. Подчеркнем, что национальный язык — это духовный генофонд народа, подобный генетическому фонду этно­са. На этом фонде строится национальная культура.

1б. Этнообразующая функция обусловлена тем, что на­циональный (этнический) язык входит в число необходи­мых конституирующих признаков этноса (народа, нации). Потеря родного языка равноценна утрате этнического са­мосознания. Отсюда — борьба национальных меньшинств за сохранение родного языка, их протесты против навязы­вания декретами власти чуждого им «государственного» языка. Язык, как известно, может служить средством «куль­турного империализма» и колонизации отсталых народов.

1в. Функция основания словесного искусства, поэтичес­кого творчества достаточно очевидна, но имеет смысл под­черкнуть связь этой функции с происхождением нацио­нальных языков. Практически неизвестны человеческие коллективы, говорящие на каком-либо языке, в которых отсутствовали бы поэтические произведения на этом язы­ке. Поэзия неотделима от языка потому, что творцами язы­ка выступают не все члены общества коллективно (один придумал одно слово, другой — падеж и т. п.), а люди, ода­ренные поэтическим гением. «Первоговорящий» одновре­менно и «первопоэт». На созданной «первопоэтами» и по­стоянно обогащаемой новыми творческими вкладами язы­ковой основе стало возможно существование современного фольклора, литературы, публицистики. По этой причине язык предстает в работах Современных философов-эстети­ков как культурно-эстетический феномен[54].

1г. Функция основания искусственных языков прояв­ляется в том, что все искусственные языки — от химичес­ких и математических номенклатур до языков компьютер­ного программирования и языков международного обще­ния типа эсперанто — вводятся в оборот посредством естественных языков и переводимы на них.