ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭТИКИ

Задачей поэтики (иначе — теории словесности или литерату­ры) является изучение способов построения литературных произ­ведений1. Объектом изучения в поэтике является художественная литература. Способом изучения является описание и классифика­ция явлений и их истолкование.

Литература, или словесность, — как показывает это последнее название — входит в состав словесной, или языковой, деятельнос­ти человека. Отсюда следует, что в ряду научных дисциплин тео­рия литературы близко примыкает к науке, изучающей язык, т.е. к лингвистике2. Имеется целый ряд пограничных научных проблем, которые можно одинаково отнести как к проблемам лингвистики, так и к проблемам теории литературы. Однако имеются специаль­ные вопросы, принадлежащие именно поэтике. Языком, словом мы пользуемся постоянно в общежитии в целях человеческого общения. Практическая сфера применения языка — это обыден­ные «разговоры». В разговоре язык является средством сообще­ния, и наше внимание и интересы обращены исключительно на сообщаемое, «мысль»; словесной же формулировке мы обычно уделяем внимание лишь постольку, поскольку стремимся точно передать собеседнику наши мысли и наши чувства, и для этого подыскиваем выражения, наиболее соответствующие нашей мысли и эмоциям. Выражения творятся в процессе произнесения и забы­ваются, исчезают после того, как достигают цели — внушения слу­шателю требуемого. В этом отношении практическая речь непо­вторима, ибо она живет в условиях ее создания; ее характер и форма определяются обстоятельствами данного разговора, взаимоотно­шением говорящих, степенью их взаимного понимания, возника­ющими в процессе разговора интересами и т.п. Поскольку непо­вторимы в целом условия, вызывающие разговор, постольку непо­вторим и самый разговор. Но в словесном творчестве имеются и такие словесные конструкции, значение которых не зависит от обстоятельств их произнесения; формулы, которые, раз возник-

22


нув, не отмирают, повторяются и сохраняются с тем, что могут быть снова воспроизведены и при новом воспроизведении не те­ряют своего первоначального значения. Такие фиксированные, со­храняемые словесные конструкции мы называем литературными произведениями. В элементарной форме всякое удачное выраже­ние, запомнившееся и повторяемое, является литературным про­изведением. Таковы изречения, пословицы, поговорки и т.п. Но обычно под литературными произведениями подразумеваются кон­струкции несколько большего объема.

Закреплять систему выражений произведения — иначе гово­ря, его текст — можно различно. Можно закреплять речь в пись­менной форме или печатной — тогда мы получаем письменную литературу; возможно запоминание текста наизусть и изустная передача его — тогда мы получаем устную литературу, получаю­щую свое развитие главным образом в среде, не знающей пись­менности. Так называемый фольклор — народная изустная лите­ратура — сохраняется и возникает преимущественно в слоях, чуж­дых грамотности.

Таким образом, литературное произведение обладает двумя свойствами: 1) независимостью от случайных бытовых условий произнесения* и 2) закрепленной неизменностью текста. Литера­тура есть самоценная фиксированная речь3.

Самый характер этих признаков показывает, что твердой гра­ницы между речью практической и литературой нет. Часто мы фиксируем свою практическую речь, имеющую случайный и вре­менный характер, по условиям ее передачи собеседнику. Мы пи­шем письмо тому, к кому не можем непосредственно обратиться с живой речью. Письмо может быть литературным произведением, но может им и не быть. С другой стороны, литературное произве­дение может остаться незафиксированным; создаваясь в момент его воспроизведения (импровизация), оно может исчезнуть. Тако­вы импровизированные пьесы, стихи (экспромты), ораторские речи и т.п. Играя в человеческой жизни ту же роль, что и чисто литера­турные произведения, исполняя их функцию и принимая на себя их значение, эти импровизации входят в состав литературы, не­смотря на свой случайный, преходящий характер. С другой сторо­ны, и независимость литературы от условий ее возникновения сле­дует понимать ограничительно: не надо забывать, что всякая лите­ратура неизменна лишь в более или менее широких пределах ис-

* Взаимоотношение между литературой и произнесением будет выяснено в дальнейшем. (Знаком * здесь и далее вводятся примечания Б.В.Томашсвского, цифрами — комментаторов )


торической эпохи и понятна для слоев населения определенного культурного и социального уровня. Не буду умножать примеров пограничных языковых явлений; я хочу этими примерами лишь указать на то, что в науках, подобных поэтике, нет нужды стре­миться строго юридически разграничить изучаемые области, нет необходимости подыскивать математические или естественнона­учные определения. Достаточно, если имеется ряд явлений, несо­мненно принадлежащих к изучаемой области, — наличие же явле­ний, только более или менее обладающих отмеченным признаком, так сказать, стоящих на границах изучаемой области, не лишает нас права изучать эту область явлений и не может порочить изби­раемого определения.

Область литературы не едина. В литературе мы можем наме­тить два обширных класса произведений. Первый класс, к которо­му принадлежат научные трактаты, публицистические произведе­ния и т.д., обладает всегда явной, безусловной, объективной це­лью высказывания, лежащей вне чисто литературной деятельнос­ти человека. Научный или учебный трактат имеет целью сообщить объективное знание о чем-либо действительно существующем, политическая статья имеет целью побудить читающего к какому-нибудь действию. Эта область литературы именуется прозой в ши­роком смысле этого слова. Но существует литература, не обладаю­щая этой объективной, на поверхности лежащей, явной целью. Типичной чертой этой литературы является трактовка предметов вымышленных и условных. Если даже автор и имеет целью сооб­щение читателю научной истины (популярно-научные романы) или воздействовать на его поведение (агитационная литература), то делается это посредством возбуждения иных интересов, замкнутых в самом литературном произведении. В то время как в прозаичес­кой литературе объект непосредственного интереса всегда лежит вне произведения, — в этой второй области интерес направлен на самое произведение. Эта область литературы именуется поэзией (в широком смысле).

Интерес, пробуждаемый в нас поэзией, и чувства, возникаю­щие при восприятии поэтических произведений, психологически родственны интересу и чувствам, возбуждаемым восприятием про­изведений искусства, музыки, живописи, танца, орнамента, — иначе говоря, этот интерес является эстетическим или художественным. Поэтому поэзия именуется также художественной литературой в противоположность прозе — нехудожественной литературе*. Эти­ми терминами мы и будем пользоваться преимущественно, ввиду того что слова «поэзия» и «проза» имеют еще другое значение, которым часто придется пользоваться в дальнейшем изложении.


Дисциплина, изучающая конструкцию нехудожественных про­изведений, называется риторикой', дисциплина, изучающая кон­струкцию художественных произведений, — поэтика. Риторика и поэтика слагаются в общую теорию литературы.

Не одна поэтика изучает художественную литературу. Сущест­вует ряд иных дисциплин, изучающих тот же самый объект. Дис­циплины эти отличаются друг от друга подходом к изучаемым яв­лениям.

Исторический подход к художественным произведениям дает история литературы. Историк литературы изучает всякое произве­дение как неразложимое, целостное единство, как индивидуаль­ное и самоценное явление в ряду других индивидуальных явле­ний. Анализируя отдельные части и стороны произведения, он стремится лишь к пониманию и интерпретации целого. Это изу­чение восполняется и объединяется историческим освещением изучаемого, т.е. установлением связей между литературными яв­лениями и их значения в эволюции литературы. Таким образом, историк изучает группировку литературных школ и стилей, их смену, значение традиции в литературе и степень оригинальности отдельных писателей и их произведений. Описывая общий ход развития литературы, историк интерпретирует это различие, об­наруживая причины данной эволюции, заключающиеся как внут­ри самой литературы, так и в отношении литературы к иным явле­ниям человеческой культуры, в среде которых литература развива­ется и с которыми находится в постоянных взаимоотношениях. История литературы является отраслью общей истории культуры.

Иной подход — теоретический. При теоретическом подходе литературные явления подвергаются обобщению, а потому рассмат­риваются не в своей индивидуальности, а как результаты приме­нения общих законов построения литературных произведений. Каждое произведение сознательно разлагается на его составные части, в построении произведения различаются приемы подобного построения, т.е. способы комбинирования словесного материала в художественные единства5. Эти приемы являются прямым объек­том поэтики. Если внимание обращено на исторический генезис, на происхождение этих приемов, то мы имеем историческую поэ­тику, которая прослеживает исторические судьбы таких изолиру­емых в изучении приемов*.

* Если генезис приемов и произведений рассматривается в пределах индиви­дуального творчества, мы имеем «психологию творчества», решающую вопросы, как и почему данный писатель творил.


Но в общей поэтике6 изучается не происхождение поэтических приемов, а их художественная функция1. Каждый прием изучается с точки зрения его художественной целесообразности, т.е. анали­зируется: зачем применяется данный прием и какой художествен­ный эффект им достигается. В общей поэтике функциональное изучение литературного приема и является руководящим принци­пом в описании и классификации изучаемых явлений.

Тем не менее, хотя методы и задачи теоретического изучения существенно отличаются от методов и задач исторических дис­циплин, — в поэтике всегда должна присутствовать эволюционная точка зрения8. Если в поэтике не является существенным вопрос об историческом значении литературного произведения в целом, рассматриваемого как некоторая органическая система, то изуче­ние и интерпретация непосредственного художественного эффек­та всегда должна производиться на фоне привычного, историчес­ки сложившегося применения данного приема. Один и тот же прием меняет свою художественную функцию в зависимости, например, оттого, является ли он признаком литературного модернизма и ощущается как непривычный, нарушающий традицию, или же он является элементом этой традиции, признаком «старой школы».

Имеется еще один подход к литературным произведениям, представленный в нормативной поэтике. Задачей нормативной поэтики является не объективное описание существующих при­емов, а оценочное суждение о них и предписание тех или иных приемов как единственно закономерных. Нормативная поэтика имеет целью научить, как следует писать литературные произве­дения. Каждая литературная школа имеет свои взгляды на лите­ратуру, свои правила и, следовательно, — свою нормативную поэ­тику. Литературные кодексы, выражающиеся в литературных ма­нифестах и декларациях, в направленческой критике, в испове-дываемых различными литературными кружками системах убеж­дений, и представляют собою различные формы нормативной поэтики. История литературы является отчасти вскрытием реаль­ного содержания нормативной поэтики, определяющей бытие отдельных произведений и эволюцию этого содержания в сменах литературных школ.

То, что называлось «поэтикой» к началу XIX в., представляло собою смешение проблем общей и нормативной поэтики. «Пра­вила» не только описывались, но и предписывались. Эта поэтика в сущности была нормативной поэтикой французского классициз­ма, установившейся в XVII в. и господствовавшей в литературе на протяжении двух веков. При относительной медленности литера­турной эволюции эта поэтика могла казаться незыблемой для совре-


менников, и ее требования могли казаться присущими самой при­роде словесного искусства. Но в начале XIX в. произошел литера­турный раскол между классиками и романтиками, возглавлявши­ми новую поэтику; за романтизмом пришел натурализм; затем в конце века символизм, футуризм и т.д. Быстрая смена литератур­ных школ, особенно заметная в настоящее время, являющееся ре­волюционным во всех областях человеческой культуры, доказыва­ет иллюзорность стремления найти всеобщую нормативную поэ­тику. Всякая литературная норма, выдвигаемая одним течением, обычно встречает отрицание в противоположной литературной школе. Несмотря на то, что каждая литературная школа обычно претендует на то, что именно ее эстетические принципы являются общеобязательными, — с падением литературного влияния школы падают и ее принципы, заменяемые новыми в новом течении, приходящем на смену старого. Строить сейчас какую бы то ни было нормативную поэтику, претендующую на устойчивость, — нельзя, так как кризис искусства, выражающийся в быстрой смене литературных течений и в изменяемости их, еще не миновал.

Здесь мы не будем ставить себе нормативных задач, довольст­вуясь объективным описанием и интерпретацией литературного материала, т.е. ограничимся вопросами общей поэтики.

В выборе материала мы будем обращаться главным образом к литературе XIX в. как наиболее близкой нам. Мы будем по воз­можности избегать обращения к литературному материалу до XVII в., ибо именно с XVII в. в Европе начинается история новой литературы, начинается непрерывная передача литературной тра­диции из поколения в поколение, и лишь немногие произведения, созданные раньше, оказывают свое воздействие на творчество позд­нейших эпох, да и эти произведения (как, например, античная литература, литература восточных народов) настолько видоизме­няются, преломляясь сквозь условную интерпретацию новейшего времени, что трудно говорить о непосредственном и целостном их воздействии на литературную традицию.


ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛИСТИКИ1