польской традиции. г >
Вот образцы стихов Кантемира: ,
Тот в сей жизни лишь блажей, | кто малым доволен
В тишине знает прожить, | от суетных волен
Мыслей, что мучат других, | и топчет надежну
Стезю добродетели | к концу неизбежиу. . *
* Сохраняю в орфографии букву «t» Под южно-русским влиянием она произносилась как «и», отсюда рифмы «миру—вЪру», «сию—тлію», «бідно—стидно (стыдно)»
Небольшой дом, на своем | построенный поле, Дает нужное моей | умеренной воле, Не скудной, не лишней корм | и средню забаву, Где б с другом честным я мог |, по моему нраву Выбранным, в лишны часы | прогнать скуки бремя, Где б от шуму отдален | прочее все время Провождать меж мертвыми | греки и латины, Исследуя всех вещей | действа и причины.
(Сатира VI 1738 г ) *
Эта реформа превратила польский симметричный стих в несимметричный русский и тем самым дала толчок К дальнейшему развитию русского стихосложения.
Впрочем, уже в 40-х годах XVIII в. силлабическая система исчезла из русской практики.
Силлабический стих в значительно большей степени, чем античный, в своем современном виде является говорным, т.е. не требует чтения, резко отличного от чтения прозы. Декламация есть лишь выравненное и повышенно-отчетливое чтение. К пению она нисколько не приближается. Стихи пишутся не на музыкальную мелодию. В этом отношении любопытно, что вокальная музыка (романсы) современности обычно нарушает размер, присущий стихотворному тексту. Современное пение не проявляет, а искажает (за немногими 'Исключениями) стихотворный ритм. » f