СТИХОСЛОЖЕНИЕ В РОССИИ

Тоническое стихосложение8 проникло в Россию в 30-е годы XVIII в, и с тех пор является господствующим в литературе.

.Новая эпоха русского стихосложения начинается со времени деятельности Тредиаковского и Ломоносова. Тредиаковский,


анализируя русский силлабический стих, предложил для изуче­ния и оценки era ритма условно делить его на стопы, считая за стопу 2 слога. Таким образом, в русском тринадцатисложнике оказалось 6 стоп и один слог на цезуре вне стопы:


1 Уме


2 недо


3 зрелый


плод


4 недо


5 лгой на


6 уки.


Это членение стиха на двусложные отрезки и термин «стопа» заимствованы Тредиаковским из Франции (где подобная терми­нология является пережитком античного учения о стопе как со­вокупности арсиса и тезиса). Для характеристики свойств ритма стиха Тредиаковский предложил обращать внимание на положе­ние ударений в стопе, причем указал, что двусложная стопа мо­жет быть ямбом, спондеем, хореем и пиррихием (античные тер­мины применялись к новым языкам при условии замены долгого слога ударным, краткого — неударным).

При этом он обратил внимание, что если сделать слог перед цезурой по французскому обычаю ударным, то окажется, что два фиксированных ударения (на цезуре и на рифме) придутся на первые места стоп или на нечетные места полустиший. Для со­хранения однообразия ритма необходимо придерживаться хореи­ческих стоп.

Таким образом, им была высказана мысль о преимуществе хореического ритма в русских силлабических виршах, и сам он писал стихи в следующем роде:

Делом бы одним стихи не были на диво, Знайте с дружными людьми живуче правдиво.

Трактат Тредиаковского (1735 г.), в общем излагающий тео­рию силлабического стиха, заинтересовал Ломоносова,'учившего­ся тогда в Германии. Он навел его на мысль ввести в России не­мецкую тоническую систему стихосложения. Эту мысль он поло­жил в основу полемического письма, направленного против трак­тата Тредиаковского. Он утверждал, Что пора перестать писать силлабические стихи, что в русском языке возможно не только хореическое стихосложение, но и иные формы — ямб и трехслож-ники (даны им даже примеры чистого акцентного стиха, но впос­ледствии он к этому стихосложению не возвращался). В результа­те возникшей полемики, продолжавшейся довольно долго и при­влекшей в 'Качестве участника Сумарокова, Тредиаковский сдал свою позицию, и исправленный им трактат о стихосложении (1752 г.) содержит правила чисто тонической метрики.


Определяющую роль играла поэтическая деятельность Ломо­носова, давшего пример равносложных тонических стихов, пре­имущественно ямбов. Ломоносовская система держалась на про­тяжении второй половины XIX в., хотя против нее вьшвигались постоянные возражения и появлялись постоянные попытки об­новить ее. Так, спорадически наблюдаются в XVIII в. трехслож­ные размеры. Кроме того, упорно шла борьба за обновление в двух направлениях:

1) за литературную имитацию ритма народных песен,

2) за акцентную имитацию античных размеров.

В плоскости первого течения лежит разработка хорея как «рус­ского народного» размера. Особенно часто прибегали к хорею без рифм, дактилического окончания, к различным акцентным фор­мам и т.п. Вот образец такой имитации фольклора в поэме Н. Льво­ва «Добрыня» (около 1795 г.).

Что уста ваши ужимаете? Чем вы, сахарны, запечатаны? Вниз потупили очи ясные; Знать низка для вас богатырска речь, И невместно вам слово русское? На хореях вы подмостилися, Без екзаметра, как босой ногой, Вам своей стопой больно выступить. Нет, приятели! в языке нашем Много нужных слов поместить нельзя В иноземные рамки тесные.

Анапесты, Спондеи, Дактили Не аршином нашим меряны, Йе по свойству слова Русского Были за морем заказаны:

' ' И глагол Славян обильнейший > '

Звучной, сильной, плавной, значущий,' Чтоб в заморску рамку втискаться,

Принужден ежом жаться-корчиться,
И лишась красот, жару, вольности,
Соразмерного силе поприща,
Где природою суждено ему
Исполинский путь течь со славою,
« Там калекою он щетинится.