ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Наибольшим распространением в русской поэзии пользу­ются ямбические стихи.15 Среди ямбических стихов — четырех­стопный ямб.

В середине XVIII в. четырехстопный ямб употреблялся глав­ным образом в оде (оды Ломоносова, Сумарокова, Державина).

Оды писались по строфической системе, чаще всего десяти-стишиями с рифмовкой AbAbCCdEEd. Так написано большинст­во ломоносовских од и подавляющее количество од позднейших поэтов. В XIX в. строфа эта встречается значительно реже. Пуш­кин использовал ее в подражаниях Корану:

О, жены чистые пророка1 От всех вы жен отличены: Страшна для вас и тень порока Под сладкой тенью тишины Живете скромно; вам пристало Безбрачной девы покрывало; Храните верные сердца Для нег законных и стыдливых — Да взор лукавый нечестивых Не узрит вашего лица.

Ч< і І

В данном примере мы видим свободное обращение со строфой. В строгом стиле XVIII в. строфа синтаксически делилась по форму­ле 4+3+Ї (т.е. главные остановки были после 4-го й 7-го стиха).

Ломоносов' раанообразйл строфу; тІеретівА^ГшеСтиеі'ишие' й четверостишие, варьируя рифмы"'шестистиІІгйЙ; '¥.fe. упот{Іе6лЙЙ периоды с рифмовкой AftAbCCdËflE, AbAbCCdÜEE, AAbCCUDeDe и т.п. Одной из разновидностей Десятистиший (аВаВссВеЇ>е) вос­пользовался Пушкин в «Бородинской годовщине*1:

; '

Великий день Бородина •

Мы братской тризной поминая,

Твердили' «шли же племена,

«Бедой России угрожая;

«Не вся ль Европа тут была?

«А чья звезда ее вела!..

«Но стали ж мы пятою твердой

«И грудью приняли напор

«Племен послушных воле гордой»

«И равен был неравный спор».


Встречались и другеє формы одической строфы.

К концу XVIII в. и особенно в начале XIX в. четырехстопный ямб стал применяться в иных жанрах, главным образом в элегии. В этих стихотворениях пользовались короткими строфами, глав­ным образом четверостишиями. В качестве комического стиха он употреблялся в сатирических и пародических поэмах («Энеида» Осипова, «Бахариана» Хераскова).

В эпоху Жуковского и Батюшкова (до 20-х годов XIX в.) раз­мер этот с вольной рифмовкой стал применяться в посланиях и анакреонтических поэмах. Завершением этой свободной строфи­ческой формы четырехстопного ямба являются «Руслан и Людми­ла» и дальнейшие поэмы Пушкина и его современников.

Второе место по употребительности занимает шестистопный ямб. Ломоносов употреблял его в качестве эпического и драмати­ческого стиха. В этих жанрах употреблялся цезурованный (сил­лабическая цезура после шестого слога) шестистопный ямб пар­ной рифмовки (александрийский стих). Ср пушкинское посла­ние цензору:

Угрюмый сторож муз, гонитель давний мой1

Сегодня рассуждать задумал я с тобой

Не бойся не хочу, прельщенный мыслью ложной,

Цензуру поносить хулой неосторожной

Что нужно Лондону, то рано для Москвы.

У нас писатели, я знаю, каковы...

На протяжении всего XVIII в. и до 20-х годов XIX в. александ­рийский стих исключительно употреблялся в поэмах и трагедиях («Россиада» Хераскова, комические поэмы В. Майкова, «Опасный сосед» В. Пушкина, дидактические поэмы Воейкова, трагедии Сумарокова, Княжнина, Озерова и др.). В 20-х годах'начал ось го­нение на александрийский стих. В поэмах его заменил четырех­стопный ямб, в драме — пятистопный.

Александрийский стих — шестистопный ямб — стал приме­няться главным образом в мелких лирических жанрах; допуска­лась свободная рифмовка (ср. «Анджело» Пушкина) или канони­ческая строфа (Пушкин писал александрийским стихом октавы и сонеты), но преобладала и парная рифмовка в мелких жанрах. Стих этот усиленно применялся в антологических стихотворениях, ими­тировавших античную лирику, например, у Майкова:

Онрано уж умел перебирать искусно Свирели скважины; то весело, то грустно


Звучала трель его; он пел про плеск ручья, Помоной щедрою убранные поля, Про ласки юных дев и сумрачные гроты И возраста любви тревожные заботы.

Вот другое стихотворение Майкова, где применена вольная рифмовка:

Не вам, о юные наперсники любви, Не вам я укажу души моей царицу: Смутят сны праха, взор и помыслы твои Селений ангельских младую голубицу. Взгляните на нее, вы, духи гор, лесов, Вы, нимфы легкие дубравы тихогласной, — Но чур! не повторять названия прекрасной Ни хитрому ловцу, ни пастырю дубров, Ни этой ветреной жилице гротов темных, Изменнице всех слов и скромных и нескромных.

Бесцезурный шестистопный ямб применялся чрезвычайно ред­ко. Вот стихи Блока, где шестистопный бесцезурный ямб смешан с семистопным.

Глухая полночь медленный кладет покров. Зима ревущим снегом гасит фонари.

Вчера высокий, статный, белый, подходил te окну, И ты зажгла лицо, мечтой распалена.

Один, я жду, я жду, я жду, — тебя, тебя.
У черных стен — твой профиль, стан и смех.
' > (.'(•),

И я живу, ,живу, живу — сомненьем о тебе, Приди, приди, приди — душа истомлена.

Горящий факел к снегу, к небу вознесла Моя душа, — тобой, тобой распалена.

Я трижды звал, — и трижды подходил к окну Высокий, статный, белый — и смеялся мне.

Один — я жду, я жду — тебя, тебя — одну.)

Большим распространением в XIX в. пользовался пятистоп­ный ямб. В XVIII в. он применялся исключительно редко (у Княж­нина «Послание трем грациям», Карабанов «Чувствования бран-ноносного 1795 года», несколько мадригалов и надписей у разных поэтов). В начале XIX в. его применяли Жуковский, Крылов и др.


До 20-х годов применялся преимущественно цезурованный пяти­стопный ямб с силлабической цезурой после 4-го слога (соответ­ствующей цезуре французского декасиллаба), например:

Встречаюсь я с осьмнадцатой весной; В последний раз, быть может, я с тобой, Задумчиво внимая шум дубравный, Над озером иду рука с рукой. Где вы, лета беспечности недавней...

(А П у ш к и н.)

Цезурованным стихом писали Пушкин до 1830 г., Катенин, Баратынский, Языков и др.

Под влиянием германской и английской поэзии в русскую поэ­зию проник бесцезурный пятистопный ямб. Нерифмованным бе­лым пятистопным ямбом писались трагедии («Борис Годунов» с цезурой, остальные трагедии Пушкина без цезуры, трагедии Ку­кольника, хроники Островского и А. Толстого и пр.).

К Коринфянам послание, я вижу, Не долго шло. Явились вы на зов И так же терпеливо ждете снова, Как десять лет назад, когда корабль Впервые стал на якорь в этих водах. (И. Аксенов. «Коринфяне».)

Применялся пятистопный ямб в передаче итальянских 'стро­фических форм: октавы — строфа из 8 стихов рифмовки АЬАЬАЬ-СС (Шевырев, Пушкин и раньше их Жуковский), терцины — бес­конечная цепь стихов, рифмуемых по формуле: аВа, ВсВ, cDc, DcD и т.д.: каждый: средний стих трехстишия рифмует с крайними стихами следующего трехстишия (Катенин, Пушкин и др.), и пр. Сюда относится и сонет — форма из 14 стихов, причем первые 8 стихов имеют две рифмы, т.е. стихи в них рифмуют между собой по четыре. Например:

СФИНКСЫ НАД НЕВОЙ

Волшба ли ночи белой приманила Вас маревом в полон полярных див, Два зверя-дива из стовратных Фив? Вас бледная ль Изида полонила?

Какая тайна вам окаменила Жестоких уст смеющийся извив? Полночных волн немеркнущий разлив Вам радостней ли звезд святого Нила?


Так в час, когда-томят нас две зари ' И шепчутся, лучами дея чары, И в небесах меняют янтари, —

Как два серпа, подъемля две тиары, Друг другу а очи **- девы иль цари — Глядите вы, улыбчивы и яры.

(Вячеслав Ивано'в.)


l


Комическая поэзия в октавах пользовалась преимущественно пятистопным ямбом («Домик в Коломне» Пушкина, «Сон стат­ского советника Попова» А. Толстого). Например"

Начну слегка на пушкинский манер:

Наскучила мне нестерпимо проза.

И отчего в Дни наши, например,

Не написать хоть просто для курьёза

Роман стихами? Выберем размер

Прельстительный «Orlando Furioso»

И «Дон Жуана» и пойдем сейчас

Октавы набирать, благословясь.

Вы думаете, может быть, спасую

Я перед рифмами? Да я могу

Не тольксгчто роман — «передовую»

Стихами сочинить, ей-ей — не лгу!

Угодно доказательства? Любую

Давайте тему; я не убегу,.

Я не почувствую ни страха, ни смущенья ,,

И обработаю ее в одно мгновенье...

(В. M о н уй е H^i'ç в, псевдоним
и Бурята, r <$-jx,n»a*,)

Впрочем, строгие строфические формы иногда) пользовались й шестистопным ямбом (см. у Пушкина термины *И дале мы по­шли...», октавы «Октябрь уж наступил...», сонет «ПоЗт, не доро­жи...»).

В начале XIX в. в шутливых посланиях и анакреонтических стихотворениях употреблялся трехстопный ямб. Например:

. м І

Подруга думы праздной,
Чернильница моя. ' '

Мой век однообразный > '
Тобой украсил я. .

(А. П у щ к и н.)


Более короткие размеры — двухстопный ямб — встречались реже. Например:

Играй, Адель, Не знай печали. Харигы, Лель Тебя венчали.

(А. П у ш к и н.)

Сочетались ямбические стихи с разным числом стоп самым разнообразным способом. Типичны строфические построения, где правильно чередуются стихи е разным числом стоп. Так, распро­странены четверостишия 6+4+6+6 (французские «Ямбы» Жиль-бера, А. Шенье и О. Барбье), например:

На холмах Грузии лежит ночная мгла.

Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко, печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

(А. П у ш к и н.)

Сравнительно часто встречаются строфы 4+3+4+3. Например:

Барашков буря шлет своих, Барашков белых в море, Рядами ветер гонит их

, Ji хлещет на просторе. (

( Малютка, хоть твоя б одна '

Ладья спастись успела, Пока всей хляби глубина, Чернея, не вскипела!

(Ф е т.)

На сочетаниях четверостишия 4+3+4+3 с четверостишием 4+4+3+3 построена восьмистишная строфа «Жениха» Пушкина:

Три дня купеческая дочь

Наташа Пропадала; Она на Двор на третью ночь

Без памяти вбежала.


С вопросами отец и мать К Наташе стали приступать.

Наташа их не слышит,

Дрожит и еле дышит.

Строфа эта заимствована у Бюргера, который написал ею свою известную балладу «Lenore»: r

Lenore fuhr ums Morgenrot Empor aus schweren Träumen: «Bist untreu, Wilhelm, oder tot? Wie lange willst du säumen?» — Er war mit König Friedrichs Macht Gezogen in die Prager Schlacht, Und hatte nicht geschrieben, Ob er gesund geblieben.

При сочетаниях разностопных стихов обычно более длинные имеют мужское окончание, а более короткие — женское (правило, далеко не обязательное). Короткие стихи обычно замыкают стро­фу, длинные — открывают ее. Впрочем, и здесь возможны исклю­чения, например, строфа, составленная из стихов 5+6+5+6:

Ночь Аль-Кадра... Сошлись, слились вершины, И выше к небесам воздвиглись их чалмы.

Пел муэззин... Еще алеют льдины, Но из теснин, с долин уж дышит холод тьмы.

(И. Б у н и н.)

Ср. стихотворение Лермонтова «Ребенка милого рожденье», написанное по формуле 4+5+4+5.

Кроме таких строфических форм, следует отметить вольное сочетание разностопных ямбов. Сочетание цезурных пяти- и шес­тистопных стихов не производит впечатления резкой разномер-ности стихов и поэтому встречается в нормальной лирической композиции (например, «Кргда волнуется желтеющая нива»).

При сочетании в вольном порядке трех и более ямбических размеров мы получаем вольные стихи басен, комедий и элегий. Примеры:

басни:

Какой-то птицелов Весною наловил по рощам соловьев. Певцы рассажены по клеткам и запели,


Хоть лучше б по лесам гулять они хотели: Когда сидишь в тюрьме, до песен ли уж тут? Но делать нечего: поют

Кто с горя, кто со скуки. Из них один бедняжка соловей

Терпел всех боле муки: Он разлучен с подружкой был своей,

Ему тошнее всех в неволе. Сквозь слез из клетки он посматривает в поле,

Тоскуя день и ночь. Однакож думает: «Злу грустью не помочь»...

(И. К p ы л о в.)

комедии:

Ну, что ваш батюшка? все Английского ююба Старинный верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век? А этот, как его, он турок или грек? Тот черномазенький, на ножках журавлиных, Не знаю, как его зовут, Куда ни сунься: тут как тут, В столовых и гостиных. А трое из бульварных лиц, Которые с полвека молодятся? Родных мильон у них, и с помощью сестриц Со всей Европой породнятся.

(А. Г p и б о е д о в.)

И в том и в другом роде вольных стихов преобладающими раз­мерами являются шестистопный и четырехстопный.

После ямба наиболее распространен хорей. Многие русские народные песни при литературной скандовке их текстов дают хо­реическую схему. Этим объясняется то, что к хорею часто обраща­ются при разработке фольклорных мотивов.

Наиболее распространенной формой хорея является четырех­стопный хорей. Размер этот употреблялся в самый ранний период поэтического стихосложения.. Под влиянием пропаганды хорея Тредиаковским первая ода Ломоносова, несколько од Сумарокова написаны были четырехстопным хореем. К размеру этому приме­нялась обычная для одической строфы рифмовка. Вот пример оды Сумарокова этого размера:

Умножаются доходы, Торги начали цвести, Тщатся разных стран народы Разны вещи к нам нести.


Земледелец не ленится Рукомесленник трудится, Богатеет мещанин, Больше дворянин не тужит, Что отечеству он служит: Он его дражайший сын.

Вытесненный ямбом хорей применялся главным образом в низших жанрах — в песенках, сказочках и т.п. Этому способство­вала и литературная традиция, связывавшая этот размер с фольк­лором. Например:

Стонет сизый голубочек, Стонет он и день и ночь: Миленький его дружочек Отлетел далеко прочь.

(Дмитриев.)

В смежной рифмовке четырехстопный хорей употреблялся Жуковским и Пушкиным в сказке. Например:

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица», Говорит одна девица, «То сама на весь бы мир «Приготовила я пир».

Из сочетаний четырех- и трехстопного хорея Жуковским со­ставлена «балладная» строфа «Светланы», вызывавшая подража­ния (14 строк рифмовки aBaBcDcDeeFggF):

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали: За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали; Снег пололи, под окном

Слушали; кормили Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.


Белым четырехстопным хореем пользовались как подражани­ем испанскому романсному стиху (восьмисложный стих женского окончания). Вот стих оригинала:

j Abenämar, Abenâmar того de la morer/a el dia фае tu naciste grandes senates hab/a! Estaba la таг en calma la luna estaba crecida: того que en tal signo nace, no debe decir mentira. —

Имитация этого размера (сквозь германские подражания) имела следующий вид:

На Испанию родную Призвал Мавра Юлиан: Граф за личную обиду Мстить решился королю. Дочь его Родриг похитил, Обесчестил древний род; Вот за что отчизну предал Раздраженный Юлиан.

(А. П у ш к и н.)

Менее четырехстопного хорея распространен пятистопный, который представлен в двух формах:

1) Имитация сербского десятисложного стиха. Сербский стих представляет собой силлабический (восходящий к песенному хо­реическому) стих с цезурой после четвертого слога. Вот пример такого стиха:

Кад то вид'ла млада Павловица, Завидила cbojoj заовици, Па дозива льубу Радулову: «Іетрвице, по богу сестрица! «Не знат кака бильа од омразе? «Да отразим брата и сестрицу». Ал говори льуба Радулова: «OJ бога мне, Maja ]етрвице. «Ja не знадем бильа од омразе, «А и да знам, не би ти казала...»*

* При счете слогов не следует забывать, что в сербском языке имеется «р» слоговое, например, слово фтрвице» имеет 4 слога: je-тр-ви-це. Перед гласным «р» не имеет слогового значения


В русском языке стиху этому подражали пятистопным хореем женского окончания без рифм. Например:

Идут письма из земли Московской Через грады многие и земли, Идут, идут и в Стамбул приходят; И везут их в золотых каретах К самому турецкому султану...

(A. M a й к о в.)

2) Главным образом под немецким влиянием у нас довольно часто употребляется лирический пятистопный хорей с рифмой, например:

Ночевала тучка золотая На груди утеса великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя.

(М. Лермонтов.)

Жар свалил. Повеяла прохлада. Длинный день покончил ряд забот: По дворам давно загнали стадо, И косцы вернулися с работ.

(И. Аксаков.)

Популярности этого размера много способствовало стихотво­рение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

Хорей — размер весьма гибкий и применяется во всех формах в лирике. Например — шестистопный хорей с цезурой после 6-го слога:

Лебедь белогрудый, лебедь белокрылый, Как же нелюдимо ты, отшельник хилый, Здесь сидишь на лоне вод уединенных; — Спутников давнишних, -прежней современных Жизни, переживши, сетуя глубоко, Их ты поминаешь думой одинокой...

(Жуковский.)

В эпоху символизма к хорею часто прибегали в длинных (на­пример семистопных) размерах. Например:

Улица была — как буря. Толпы проходили, 160


Словно их преследовал неотвратимый Рок. Мчались омнибусы, кэбы и автомобили, Был неисчерпаем яростный людской поток. Вывески, вертясь, сверкали переменным оком, С неба, с страшной высоты тридцатых этажей; В гордый гимн сливались с рокотом колес и скоком Выкрики газетчиков и щелканье бичей.

(В. Брюсов. «Конь бледный».)

Вообще, к хорею очень часто обращалась романсная поэзия XIX в. (Фет, Ал. Толстой, Полонский, Плещеев, Фофанов и др.), подготовившая метр символизма.