ВЫБОР ТЕМЫ

В художественном выражении отдельные предложения, соче­таясь между собой по их значению, дают в результате некоторую конструкцию, объединенную общностью мысли или темы2. Тема (о чем говорится) является единством значений отдельных эле­ментов произведений. Можно говорить как о теме всего произве­дения, так и о темах отдельных частей. Темой обладает каждое произведение, написанное языком, обладающим значением. Только заумное произведение не имеет темы, но потому-то оно и являет­ся не более как экспериментальным, лабораторным занятием не­которых поэтических школ.

Для того чтобы словесная конструкция представляла единое произведение, в нем должна быть объединяющая тема, раскры­вающаяся на протяжении произведения.

В выборе темы играет значительную роль то, как эта тема бу­дет встречена читателем3. Под словом «читатель» вообще понима­ется довольно неопределенный круг лиц, и часто писатель не зна­ет отчетливо, кто именно его читает. Между тем расчет на читате­ля всегда присутствует в замыслах писателя. Этот расчет на чита­теля канонизирован в классическом обращении к читателю, какое мы встречаем в одной из последних строф «Евгения Онегина»:

Кто б ни был ты, о мой читатель, Друг, недруг, — я хочу с тобой Расстаться нынче как приятель. Прости. Чего бы ты со мной Здесь ни искал в строфах небрежных: Воспоминаний ли мятежных, Отдохновенья ль от трудов, Живых картин, иль острых слов, Иль грамматических ошибок,


Дай бог, что б в этой книжке ты,

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти,

Засим расстанемся, прости.

Этот расчет на отвлеченного читателя формулируется поняти­ем «интерес».

Выбираемая тема должна быть интересна. Но интерес, «заин­тересованность» имеет самые различные формы. Писателям и их ближайшей аудитории весьма близки интересы писательского мас­терства, и эти интересы являются едва ли не сильнейшими двига­телями в литературе. Стремление к профессиональной, писатель­ской новизне, к новому мастерству, всегда было признаком наи­более прогрессивных форм и школ в литературе. Писательский опыт, «традиция» представляется в форме задач, как бы завещан­ных предшественниками, и к разрешению этих художественных задач направляется все внимание писателя. С другой стороны, и интерес объективного, далекого от писательского мастерства чи­тателя может варьировать от требования простой занимательности (удовлетворяемого так называемой «бульварной» литературой от Ната Пинкертона до Тарзана) до сочетания литературных интере­сов с общекультурными запросами.

В этом отношении читателя удовлетворяет актуальная, т.е. дей­ственная в кругу современных культурных запросов, тема. Харак­терно, например, что вокруг каждого романа Тургенева вырастала огромная публицистическая литература, которая менее всего ин­тересовалась романами Тургенева как художественными произве­дениями, а набрасывалась на общекультурные (преимущественно социальные) проблемы, вводившиеся в романы. Эта публицисти­ка была вполне законна, как реальный отклик на выбранную ро­манистом тему.

Самая элементарная форма актуальности — это злободневность, вопросы дня, преходящие, временные. Но злободневные произве­дения (фельетон, эстрадные куплеты) именно в силу своей зло­бодневности не выживают долее, чем длится этот временный ин­терес. Эти темы не «емки», т.е. они не приспособлены к изменчи­вости каждодневных интересов аудитории. Наоборот, чем значи­тельнее выбирается тема, тем длительнее ее действенность, тем более обеспечена жизненность произведения. Расширяя так пре­делы актуальности, мы можем дойти до «общечеловеческих» инте­ресов (проблемы любви, смерти), неизменных в основе на всем протяжении человеческой истории. Однако эти «общечеловечес-

12-5046


кие» темы должны быть заполняемы каким-то конкретным мате­риалом, и если этот конкретный материал не связан с актуальнос­тью, постановка этих проблем может оказаться «неинтересной».

«Актуальность» не следует понимать как изображение совре­менности. Если, например, сейчас актуален интерес к революции, то это значит, что исторический роман из какой-нибудь эпохи революционных движений или утопический роман, рисующий революционное движение в фантастической обстановке, может быть актуален. Вспомним, например, полосу пьес из эпохи Смутного времени, прошедшую на русской сцене (Островский, Алексей Тол­стой, Чаев и др. — одновременно работы Костомарова), показы­вающую, что историческая тема из определенной эпохи может быть актуальна, т.е. встречать, может быть, больший интерес, нежели изображение современности. Наконец, в самой современности надо знать, что изображать. Не все современное бывает актуально, не все вызывает одинаковый интерес.

Итак, этот общий интерес к теме определяется историческими условиями момента возникновения литературного произведения, причем в этих исторических условиях важную роль играет литера­турная традиция и задаваемые ею задачи.

Но недостаточно избрать интересную тему. Необходимо этот интерес поддержать, необходимо стимулировать внимание читате­ля. Интерес привлекает, внимание удерживает.

В поддержании внимания крупную роль играет эмоциональ­ный момент в тематизме. Недаром произведения, рассчитанные на непосредственное воздействие на массовую аудиторию (драма­тические), классифицировались по эмоциональному признаку на комические и трагические. Эмоции, возбуждаемые произведени­ем, являются главным средством поддержания внимания. Недо­статочно холодным тоном докладчика констатировать этапы рево­люционных движений. Надо сочувствовать, негодовать, радовать­ся, возмущаться. Таким образом произведение становится акту­ально в точном смысле, ибо воздействует на читателя, вызывая в нем какие-то направляющие его волю эмоции.

На сочувствии и отвращении, на оценке введенного в поле зрения материала построено большинство поэтических произве­дений. Традиционный добродетельный («положительный») герой и злодей («отрицательный») являются прямым выражением этого расценочного момента в художественном произведении. Читатель должен быть ориентирован в своем сочувствии и в своих эмоциях.

Вот почему тема художественного произведения бывает обыч­но эмоционально окрашена, т.е. вызывает чувство негодования или сочувствия, и разрабатывается в оценочном плане


При этом не надо забывать, что этот эмоциональный момент вложен в произведение, а не приносится читателем. Нельзя спо­рить о каком-нибудь герое (например, Печорин — Лермонтова) — положительный или отрицательный это тип. Надо вскрыть эмо­циональное к нему отношение, вложенное в произведение (хотя бы оно и не было личным мнением автора). Эта эмоциональная окраска, прямолинейная в примитивных литературных жанрах (например, в авантюрном романе с награждением добродетели и наказанием порока), может быть очень тонка и сложна в разрабо­танных произведениях и иной раз настолько запутана, что не мо­жет быть выражена простой формулой. И все-таки главным обра­зом момент сочувствия руководит интересом и поддерживает вни­мание, вызывая как бы личную заинтересованность читателя в развитии темы.