Л. И. Тимофеев



Великая Октябрьская революция, выводившая па авансцену истории в качестве решающей исторической силы освобожден­ный народ, ставила перед писателями новые исторические за­дачи, решить которые можно было, с одной стороны, исходя из созданных Горьким творческих принципов, но с другой — только на основе глубокого понимания нового исторического качества событий, переживавшихся страной в первые годы после Великой Октябрьской революции. В этом было основное содержание на­чального периода развития русской советской литературы в 1918—1922 годах.

Те заветы, которые были даны в 1905 году Лениным в статье «Партийная организация и партийная литература» новой сво­бодной литературе, теперь должны были стать достоянием мас­сового литературного движения.

Идея социализма освещала советским писателям перспективу грандиозных событий, в корне менявших весь уклад жизни страны. Героика гражданской войны раскрыла перед ними луч­шие черты советских людей, которые вели отечественную войну за освобождение народа. Идеи партийности и народности, па­фос советского патриотизма, величие событий, открывавших новую эпоху в истории человечества, облик нового человека, строителя и защитника социализма,— таковы были те основные творческие пути, на которые выводила литературу революция.

Естественно, что и осмысление новой действительности, и овладение новыми творческими принципами, необходимыми для ее отражения, требовали от писателей огромной работы, тесней­шей связи с социалистическим строительством, перехода на рельсы коммунистической идеологии, которая могла дать им возможность быть на уровне сложнейших противоречий эпохи социалистической революции.

Переход этот для большинства писателей был очень сложен и труден. Многие из них не были связаны с революционной практикой рабочего класса, многие находились под влиянием чуждой рабочему классу идеологии. Вместе с тем чрезвычайно энергично было и прямое противодействие новой, социалисти­ческой действительности со стороны разбитых эксплуататорских классов. Проповедь буржуазного индивидуализма, формализма, упадочничества, пессимизма — все это сильно давало себя знать в литературной жизни эпохи гражданской войны.

Очевидно, что ближе всего к новой действительности оказа­лись писатели, творческое развитие которых еще до Октября определилось связью с освободительным движением народных масс, несло в себе революционное начало,— Маяковский, Д. Бедный, Серафимович. Вступили на путь отражения рево­люционной действительности писатели, особенно остро выра­зившие еще до революции романтический протест против бур­жуазного строя, — А. Блок, В. Брюсов. Наконец, началось раз-


вертывание массового народного творчества, хоія шмч.ин- и.І нем сказалось вредное влияние пролеткультовских орІаІІІІ,І;Іцми, пытавшихся отгородиться от советской действительности, üipn-давших роль культурного наследия прошлого.

Осмысление социалистического характера революции, изоб­ражение ее положительного героя — коммуниста, борющегося за освобождение народа, пафос борьбы нового мира со старым миром — в этом прежде всего была основная задача литера­туры, и в свете большей или меньшей полноты ее осущест­вления надлежит оценивать творчество писателей в этом пе­риоде.

На решающий переворот в жизни страны литература отве­чает прежде всего открытием нового героя. В литературу (в лирическом по преимуществу плане) теперь входит образ че­ловека нового типа — революционера, коммуниста, освободителя народа,— взятый из самой гущи жизни. Этот образ был дан Горьким в эпоху первой революции, теперь он должен был быть показан в новых условиях. В этом умении откликаться на все то новое, что происходило в жизненном процессе, и обнаружи­валось прежде всего развитие социалистического реализма. События гражданской войны определяют новый характер сю­жета (опять-таки данный еще главным образом в лирических ситуациях) — изображение человека в конфликтах, возникаю­щих в процессе героической борьбы масс. Общественно-полити­ческая обстановка подсказывает, таким образом, и характер ху­дожественных открытий литературы: новый тип героя, новизну сюжета, героическое начало, вошедшее в жизнь.

Эти открытия вместе с тем еще только намечены. Черты но­вого человека показаны либо только в эмоционально-лириче­ском плане, либо в условно-схематическом. Литература эпохи гражданской войны при всей противоречивости тех творческих тенденций, которые характеризуют ее представителей от Бед­ного до Блока, создает существенные предпосылки для дальней­шего развития литературного процесса, не говоря уже о без­относительной художественной ценности созданных в эти годы произведений.

В каких бы формах ни выступал в эти годы в литературе новый герой современности, главным в литературном процессе было именно то, что этот герой появился. Красногвардейцы из «Двенадцати», Иван из «150000000», герои агитационных сти­хов Демьяна Бедного имеют друг с другом весьма мало общего и очень далеки от сколько-нибудь полного отражения черт но­вого человека, творящего великое дело революции. Но важно то, что именно в литературе эпохи гражданской войны, так сказать, в массовой форме начинается развитие того образа человека будущего (а теперь настоящего) России, которого до Октября видел и рисовал лишь Максим Горький.


15*



Таким образом, ответом на запросы новой эпохи, художе­ственным открытием, которым литература откликалась на вста­вавшие перед ней творческие задачи, явилось прежде всего создание, хотя и в самых первичных чертах, образа нового че­ловека в художественных формах, доступных литературе в те годы и своей эмоциональностью, романтической приподнятостью отвечавших интересам и чувствам людей, на своих плечах выносивших трудности гражданской войны, дышавших ее рэ-мантикой и пафосом. Наряду с подходом к изображению ти­пического характера героя новой эпохи литература совершала и другое существенное художественное открытие, обращаясь и к тем новым типическим обстоятельствам, в которых фор­мировался новый человек, показывая его прежде всего в об­становке борьбы за социализм, опягь-таки идя вслед за Горьким по пути разработки нового сюжета, раскрывающего формиро­вание характера социалистического человека. В романтических ситуациях «Двенадцати», в схематической борьбе Ивана с Виль­соном в «150000000», в бытовых зарисовках стихов Д. Бедного проступали черты тех новых человеческих отношений, которые нес с собой новый общественный порядок, созданный Октябрь­ской революцией. В героике борьбы за освобождение Родины зрело то чувство нового, советского патриотизма, которое каж­дый по-своему стремились выразить и Блок, и Брюсов, и Бед­ный, и Есенин при всем индивидуальном своеобразии миро­воззрения и творчества каждого из них

Художником, который в первые годы после Октября сумел и воспринять принципы Горького, и вместе с тем развить их в со­вершенно новой исторической обстановке, понять ее основные черты, явился Дмитрий Фурманов, творчество которого принад­лежит к числу наиболее значительных фактов в развитии со­ветской прозы первой половины 20-х годов.

В 1919 году Фурманов начинает писать свои первые очерки о фронтовой жизни. В 1921 году им написан «Красный десант», в 1922 году вчерне закончен «Чапаев».

Таким образом, творческие принципы Фурманова определи­лись и нашли свое реальное воплощение в период, когда со­ветская литература делала еще свои первые шаги.

Если в дооктябрьский период Ленин определил основные черты ее нового художественного метода в своем учении о пар­тийности, а Горький воплотил их в образах, отразивших опыт дооктябрьского революционного движения («Мать», «Враги», «Лето»), то перед советскими писателями, которых можно на­звать писателями первого октябрьского призыва, стояла задача исключительной трудности, требовавшая глубокой творческой проницательности: надо было в условиях величайшего истори­ческого переворота найти художественные формы типизации новой, рождающейся социалистической действительности.


Перед Фурмановым была новая деиспзикллынн п., u І.ІмшІ гуще которой проходил он свою революционную и пюрчіч куш школу, были общие творческие принципы, раскрытые 1 орьмім на ином жизненном материале (до Октября), и была задача огромной новаторской важности, открывавшая во многом пути перед советской литературой: на основе опыта социалистиче­ского искусства, и в первую очередь М. Горького, художест­венно осознать эту новую действительность.

Выше мы уже говорили, что претворение исторической воз­можности в действительность есть активный процесс, требую­щий от человека всей силы характера. Суть этого процесса со­стоит в том, что именно теперь идеал как возможность, к ко­торой стремится человек, может стать действительностью. В этом — ключ социалистической эстетики.

И в первые годы революции, нащупывая пути к творческому осуществлению нового искусства, которое впервые в истории могло достичь художественного изображения единства идеала и жизни, возможности и действительности, советские писатели, естественно, стояли перед задачей грандиозной трудности.

Фурманов, как никто, был подготовлен к тому, чтобы по­дойти к решению этой задачи Теснейшая связь с революцион­ной массой, участие в событиях огромного исторического мас­штаба, соприкосновение с людьми, которые в себе несли ту слитность возможного и действительного, вне которой не может быть создан социалистический идеал (Фрунзе, Чапаев),— все это в соединении с личными качествами писателя создавало благоприятную почву для решения им этой творческой за­дачи.

Чрезвычайно характерно, что самый процесс работы над «Чапаевым» для Фурманова — прежде всего вопрос об отноше­нии искусства к действительности, т. е., другими словами, во­прос об идеале и действительности. В этом смысл кажущейся противоречивости его размышлений над тем, как работать над «Чапаевым» (см. дневники Фурманова).

С одной стороны, Фурманов стремится к предельной факти­ческой точности, с другой — к открзу от нее Он раздумывает, например, над жанром «Чапаева»: «1) Повесть... 2) Воспоми­нания... 3) Историческая хроника... 4) Художественно-истори­ческая хроника... 5) Историческая баллада... 6) Картины. . . 7) Исторический очерк... Как назвать, не знаю».

«Я... неисправимый реалист — записывает он,— мне пода« вай голую жизнь без греческих мантий, без вычур и без гри­мас». И в то же время он заявляет: «К черту быт — символами. Символы долговечней, восторженней, глубже, чем фотографи­рованный быт. В символах выход».

И вместе с тем Фурманов приходит к выводу: «Вчера... говорил про Вс. Иванова, что это не творец, а фотограф...


А мне его стиль мил. Я и сам, верно, сойду, приду, подойду к этому...»

И далее: «Если возьму Чапая, личность исторически суще­ствовавшую, начдива 25, если возьму даты, возьму города, се­ленья, все это по-действительному, в хронологической последо­вательности, имеет ли смысл тогда кого-нибудь скрещивать, к примеру — Фрунзе окрещивать псевдонимом? Кто не знает? Да и всех других, может быть... Так ли? Но это уже будет не столько художественная вещь, повесть, сколько историческое (может быть, и живое) повествование».

И тут же: «Кой-какие даты и примеры взять, но не вязать себя этим в деталях. Даже и Чапая окрестить как-то по-иному, не надо действительно существовавших имен — это развяжет руки, даст возможность разыграться фантазии».

И наконец, известные слова: «...дать ли Чапая действительно с мелочами, с грехами, со всей человеческой требухой или, как обычно, дать фигуру фантастическую, т. е. хотя и яркую, но во многом кастрированную?

Склоняюсь больше к первому».

Эти напряженные творческие поиски Фурманова и были связаны именно с тем, что он, с одной стороны, как бы боялся изображения действительного, чтобы не упустить идеального, возможного, с другой стороны, в погоне за идеальным, как он говорил, фантастическим боялся пропустить подлинное, дей­ствительное, ибо на самом деле в социалистической действи­тельности того периода, т. е. периода гражданской войны, уже было налицо принципиальное единство возможного и действи­тельного.

Ленин писал в 1919 году как раз о тех событиях, которые волновали Фурманова, обращаясь к слушателям Свердловского университета, отправлявшимся на фронт: «Сегодня я видел то­варищей иваново-вознесенских рабочих, которые сняли до по­ловины всего числа ответственных партийных работников для отправки на фронт. Мне рассказывал сегодня один из них, с каким энтузиазмом их провожали десятки тысяч беспартийных рабочих и как подошел к ним один старик, беспартийный, и сказал: «Не беспокойтесь, уезжайте, ваше место там, а мы здесь за вас справимся». Вот когда среди беспартийных рабочих воз­никает такое настроение, когда беспартийные массы, не разби­рающиеся еще полностью в политических вопросах, видят, что мы лучших представителей пролетариата и крестьянства от­правляем на фронт, где они берут на себя самые трудные, самые ответственные и тяжелые обязанности и где им придется в первых рядах понести больше всего жертв и гибнуть в от­чаянных боях,— число наших сторонников среди неразвитых беспартийных рабочих и крестьян вырастает вдесятеро, и с вои-


сками колебавшимися, ослабевшими, усіальїми мрош <>'І>ІІ и,І стоящие чудеса» '.

Чудеса, происходившие с массами, которые вели за гоГхш коммунисты, и представляли собой новое качество действитель­ности, единство социалистической возможности и действитель­ности. Фурманов еще ощупью находил как художник это но­вое содержание жизни, стремясь к изображению действитель­ности, понятой вместе с тем и как возможность. Вот почему он записал, что «Чапаев — лицо собирательное».

Исключительно интересен набросок посвящения «Чапаева»: «Мужикам Самарской губернии, уральским рабочим, красным ткачам Иваново-Вознесенска, киргизам и латышам, мадьярам и австрийцам — всем, кто составлял непобедимые полки чапаев­ской дивизии, кто в суровые годы гражданской войны без сна­рядов, с одним штыком сумел пройти по уральским степям до Каспийского моря, по самарским лугам на Колчака, на За­паде— против польских панов, кто мужественно боролся про­тив белоказацкой орды, против полков офицерских, кто кровь свою пролил за великое дело, кто отдал жизнь свою на алтарь борьбы,— всем вам, герои гражданской войны, чапаевцы, по­свящаю эту книгу».

Этот набросок поучителен именно потому, что свидетель­ствует, в какой мере сама обстановка гражданской войны наталкивала Фурманова на ощущение того, что тот идеал, от­сутствие которого пугало его превращением творчества в фото­графию жизни, на самом деле уже воплощался в действи­тельность.

В самых первоначальных формах Фурманов начинал ощу­щать то новое качество социалистической действительности, ко­торое состоит в том, что, будучи заострена, подчеркнуто обоб­щена в своих передовых проявлениях, действительность сама получает эстетическую значимость, поскольку в конечном счете восходит к реальному осуществлению идеального в практике передовых строителей социалистического общества.

Крайне важно подчеркнуть, что в эти годы (1919—1922) Фурманов вслед за Горьким уже нащупывал это важнейшее свойство социалистической эстетики: единства идеала и дей­ствительности в самой жизни, открывающее совершенно новые качественные возможности, в частности, для развития того жанра, который сам Фурманов удачно определил как «худо­жественно-исторический», т. е. основанный на воспроизведении передовых, а не массовидных явлений действительности, кото­рые, будучи конкретно воспроизведены в своей сущности, осво­божденные от всего мелкого и незначительного, получают уже эстетическое значение.