Л. И. Тимофеев



введения в сюжет рассказа характеров иного типа, которые «уравновесили бы» Челкаша, дали бы читателю правильную перспективу для понимания сущности капиталистического строя. Отсюда — введение М. Горьким в рассказ внесюжетного мате­риала, уже не связанного с характерами и событиями рассказа, вводимого (как и у Гоголя) при помощи речи повествователя. Такова вводная часть «Челкаша» — и мысли, в ней содержа­щиеся, и языковые особенности ее не связаны ни с одним из пер­сонажей рассказа; нет связи между этим вступлением и речью персонажей. Совсем иной характер имеет речь повествователя и в самом повествовании, где она связана с изображением кон­кретных характеров. «Челкаш» начинается с изображения юж­ного портового города, и в этом изображении М. Горький дает читателю то освещение отражаемой жизни, которое не может быть введено в самый сюжет, так как оно выше тех характеров, которые взаимодействуют в этом сюжете.

Стоя под парами,— пишет M Горький,— тяжелые гиганты пароходы сви­стят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится на­смешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползающих по их палубам, наполняя глубокий трюм продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, со­зданные этими людьми,— машины, которые в конце концов приводились в дви­жение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов,— в этом со­поставлении была целая поэма жестокой иронии

Эта широкая перспектива, данная в начале рассказа, помо­гает читателю более глубоко подойти к сюжету рассказа, дать более правильную оценку характеров, в нем изображенных.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА

Таким образом, композиция художественного произведения может и не совпадать с сюжетом, не говоря уже о тех случаях когда, как указывалось, сюжет вообще отсутствует '_.

Раскрывая общее идейно-жизненное содержание в конкрет­ном сюжете — в непосредственном содержании, в деятельности

1 Стремление отождествить сюжет с композицией и по существу с содер­жанием произведения в целом, характерное для В. Шкловского («Заметки о прозе русских классиков», М, 1955) и идущего за ним В Цвиркунова («Проблема сюжета в советском литературоведении» Сб «Проблемы социа­листического реализма», М., 1959), на наш взгляд, малоплодотворно и оченьупрощает вопрос.


людей, -fl событиях, писатель, как мы помним, рисует перед читателем определенный момент жизненного процесса, а по­скольку жизненный процесс есть процесс противоречи­вого раавития жизни, процесс жизненной борь-б ы, постольку и произведение писателя необходимо отражает в той или иной мере определенные общественные противоречия, определенные формы жизненной борьбы. Когда М. Горький еще до революции рассказал Ленину план своего романа «Дело Артамоновых», Ленин ему ответил- «Отличная тема... но­не вижу: чем вы ее кончите? Конца-то действительность не дает. Нет, это надо писать после революции» '. В этих сло­вах очень ясно показано, что в основе сюжета лежит изо­бражение тех или иных конкретных противоречий жизненной борьбы, данных в форме реальных человеческих отношений. За столкновениями людей читатель видит борьбу общественных групп, классов, те или иные общественные противоречия. В романе «Мать» Горький в столкновениях жандармского офи­цера с Ниловной или Павла с директором — в действиях кон­кретных людей — показывает классовые противоречия. В ро­мане Тургенева «Отцы и дети» в судьбе Базарова, в его жиз­ненной катастрофе Тургенев стремился показать характерные черты общественной борьбы в России второй половины XIX века. Сюжет всегда конфликтен, в нем всегда дано противо­борство враждующих в той или иной мере сил. Эта конфликт­ность не есть обязательно непримиримость. Важно то, что в со­бытиях, включенных в данный сюжет, мы имеем дело с борь­бой различных тенденций, завершающейся каким-то итогом, хотя бы это были отношения двух влюбленных, завершившиеся счастливым браком.

Эта конфликтность сюжета, то, что в нем писатель дает определенный момент жизненной борьбы^ обязательно" связана с его з а к о н ч е н ностью, завершенностью. Мы не случайно, читая произведение, всегда интересуемся, чем" оно кончится. Книга с утраченным, неизвестным окончанием всегда нас тревожит, оставляет ощущение неудовлетворен­ности

В произведении показывается прежде всего известный мо­мент жизненной борьбы, которая должна иметь тот или иной результат. Борьба, изображаемая писателем, может иметь са­мые различные формы — от трагических до комических, от сложных до ничтожных и т. п.— в зависимости от характера действительности, отражаемой писателем, от тех сторон жизни, на которые он стремится обратить внимание читателя, от проб­лем, которые он ставит, и т. п.

1 Сб. «В. И Ленин и А. М Горький. Письма, воспоминания, документы», изд. АН СССР, М., 1958, стр. 278.