Методологические и теоретические основы концепции

Концепция духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Республики Марий Эл исходит из необходимости описания граничных условий создания динамических современных технологий и методик воспитания, учитывающих цели и задачи образовательных учреждений различного типа и уровня. Концепция предполагает развитие воспитательных систем, определяющих в современных условиях процесс духовно-нравственного становления детей и молодежи в рамках образования, способствующих развитию личности учащегося, ее индивидуальному самоопределению в социуме, духовно-нравственному формированию человека, гражданина, работника, семьянина.

Концепция духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Республики Марий Эл рассматривает воспитание как целенаправленную деятельность в рамках системы образования, направленную на оказание поддержки в жизненном самоопределении детей и молодежи, формирование и свободное развитие личности учащегося, обладающей социально приемлемым комплексом духовно-нравственных качеств. При этом Концепция исходит из признания и поддержки вариативности стратегий, систем, субъектов воспитания, обязательной необходимости учета специфики деятельности различных типов образовательных учреждений при обеспечении последовательности, целостности и преемственности в воспитании детей и молодежи на различных уровнях образования.

Базовыми воспитательными процессами, способствующими духовно-нравственному становлению детей и молодежи как субъектов жизни, истории и культуры являются:

жизнетворчество – включение учащихся в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям измерения собственной жизни, создание Среды жизни;

культурная идентификация – востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация принадлежности ее к определенной культуре и оказание помощи в обретении черт человека культуры;

духовно-нравственное развитие личности – овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и т. д.) способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

социализация – вхождение человека в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовно-нравственных потребностей, осуществление жизненного самоопределения;

индивидуализация – поддержка индивидуальности, самобытности личности, ее творческого потенциала.

Деятельность воспитателей в системе личностно ориентированного воспитания заключается в создании культурной среды развития воспитанника. В образовательном учреждении инфраструктура должна быть выстроена соответственно миру ребенка: образовательная среда (учебный процесс), деятельностно-творческая среда (клубная, игровая, досуговая деятельность), отношенческая среда (воспитательные события, отношения и т. д.).

 

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания
учащихся и молодежи

Воспитательная работа по духовно-нравственному развитию личности строиться как целенаправленная система педагогической деятельности, призванная способствовать становлению и развитию духовных и нравственных качеств личности воспитанника. Целенаправленность такой работы определяется структурой целей и задач духовно-нравственного воспитания.

Цель духовно-нравственного воспитания детей и молодежи исходит не только из системы философского понимания духовно-нравственной личности, этических представлений о сущности и содержании духовности и нравственности, психологических закономерностей процесса развития психики человека, но и педагогических требований к содержанию, способах оптимальной организации, результативности процесса воспитания . Критериями педагогических требований к формулированию цели воспитательной работы выступают реальность, достижимость, диагностичность, проверяемость и педагогическая направленность.

Целью духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Республики Марий Эл является формирование личности, осознающей высший смысл человеческой жизни, обладающей устойчивой духовно-нравственной культурой, способной самостоятельно направлять, контролировать и оценивать свои действия, обосновывать и предъявлять нравственные требования к другим людям и их поступкам, давать нравственные оценки событиям и явлениям социально-общественной жизни.

Из этой цели вытекают основные задачи духовно-нравственного воспитания личности учащегося:

1. Формирование нравственного сознания: знаний о смысле жизни и об основных нравственных категориях – любви, справедливости, долге, добре, ответственности, честности, правде, совести и др.

2. Развитие положительного личного отношения учащихся к нравственным категориям как универсальным всеобщим ценностям, ведущим принципам устройства любого общества и человеческих взаимоотношений.

3. Формирование умений применять нравственные категории для суждений о явлениях действительности, выносить нравственные оценки поступкам (своим, своих друзей, окружающих людей – личностный уровень) и общественным событиям (общественный уровень).

Зрелая личность обладает сформированной духовно-нравственной культурой, опирающейся на три начала духовности – познавательное, нравственное и эстетитческое. Основными характеристиками этой культуры
являются:

– основы человеческого бытия – надежда, доверие, благодарность, мужество, вера в будущее, терпимость к другим, признание ценности другого человека;

– основные нормы нравственности – доброта, чувство долга, честность, скромность;

– способность осмысленно судить о мире и о себе;

– активная гражданская позиция – внутренняя отвественность перед самим собой, другими людьми, стремление совершенствовать жизнь своего Отечества, готовность к защите Родины, стремление к обретению смысла жизни.

Фундамент духовно-нравственной культуры личности составляют целостное миропонимание; развитые духовные потребности; интеллигентность как высшая мера воспитанности; социальная мобильность; историческая преемственность поколений; бережное отношение, сохранение и преумножение национальной культуры; гармонизация национальных и этнокультурных отношений; система этических и эстетических идеалов и ценностей; трудолюбие, предприимчивость, деловитость, честность и отвественность; потребность в здоровом образе жизни, в семье и любви.

 

Ценностные приоритеты и содержание
духовно-нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание нацелено на формирование высоконравственного, крепкого духом, с любящим сердцем, доброго, честного, справедливого, ответственного, целеустремленного, любящего свою Родину человека. Оно предполагает:

– познание культуры народной мудрости, традиций своего народа;

– достижение духовной красоты, полноты бытия, гармонии и упорядоченности человеческой жизни;

– обретение детьми любви, доставляющей им духовный свет, мир и радость в жизни;

– пробуждение стража души – совести и обучение молодых премудростям духовной жизни, благочестию, творению добра, сохранению душевной чистоты;

– помощь детям в овладении собственным поведением, выявлении своего духовно-нравственного несовершенства и пороков, очищении и просвещении их ума и сердца, воплощении нравственных идеалов в соответствии с духовной природой человека;

– постижение подрастающим поколением смысла жизни и назначения человека;

– формирование твердой воли, выдержки, духовной бодрости, чувства долга, ответственности и наделение личности нравственной силой, располагающей человека к духовному совершенству, стимулирующему его саморазвитие.

Духовно-нравственное воспитание следует рассматривать как непрерывный процесс целенаправленного нравственного образования и совершенствования личности, духа, как удовлетворение духовной жажды и духовное возвышение во имя достижения внутренней цельности, единства и абсолютной цели, признаваемой в качестве высшего блага.

В условиях Республики Марий Эл, отличающейся «уникальным поликультурным и поликонфессиональным составом, процесс духовно-нравст­вен­ного воспитания приобретает особую значимость как один из факторов духовного оздоровления общества, сближения, взаимообогащения этнопедагогических традиций, расширения возможностей образовательного
процесса.

В многонациональной Республике Марий Эл в тесном соседстве живут марийцы, русские, татары, удмурты, чуваши и другие народы, сохраняя самобытную культуру, язык, религию, свои представления о ценностях и ценностных приоритетах. Концепция рассматривает этнокультурное и этноконфессиональное многообразие систем ценностей как культурное достояние народов и ориентирует на творческое использование ценностных представлений и ценностных приоритетов народов республики, православной религии, мусульманства и традиционных верований марийцев в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи.

Построение гражданского общества, демократии и народовластия, общества, способного развивать и приумножать лучшие традиции народов Российской Федерации и Республики Марий Эл, возможно исключительно на основе высокого уровня духовно-нравственной культуры.