План доклада:
мифы массового сознания, мифы политические, научные; гендерная мифология; мифы о лекарствах и способах лечения в обыденном массовом сознании; новые мифологические герои.
Литература к докладу:
1.Кондратов A.M., Шилик К.К. Как рождаются мифы XX века. Л. 1988.
2. Осипов Г.В. Мифы уходящего времени//Социологические исследования. 1992. №6.
3. Пучинская A.M. «Демоны» правого полушария//Человек. 1996. № 1.
4. Торшина К.А. Образцы близнецов в мифах и культурах//Человек. 1995.
№ 6, С. 64-71.
5. Шаров К.С. Женская мода и гендерные мифологии// Человек. 2008. №4.
Тема 3. Религия как феномен культуры и социальный институт.
1. Происхождение и сущность религии. Две парадигмы в объяснении религии. Социальные функции религии.
2. Исторические формы религии: ранние формы религии, народно-национальные, мировые религии.
3. Священные книги как памятники мировой культуры: история их создания, структура и содержание. Библия и медицина; представления о болезнях и врачах, сведения о лечении болезней в Ветхом и Новом заветах.
Вопросы для обсуждения:
1. Каково происхождение слова религия?
2. Что такое политеизм и монотеизм?
3. Что такое народно-национальные религии? Привести 1 пример.
3. Дуализм добро-зло в истории культуры.
4. Каковы личностные характеристики пророков?
5. Чем Нагорная проповедь отличается от заповедей Моисея?
6. Буддизм – как религия избавления от страданий.
7. Какие заповеди утверждаются в Исламе?
8. Почему христианство, ислам, буддизм стали мировымит религиями?
9. Какие функции религии вы можете назвать?
10. Что вы можете сказать о новых религиозных движениях?
Основные понятия:
Бог, вера, религия, монотеизм, политеизм, буддизм, нирвана, дхарма, сансара, Четыре Благородные Истины, Библия, католицизм, протестантизм, православие, христианство, ислам, Коран, шариат.
Основная литература:
1. Введение в культурологию под редакцией Е.В.Попова. М., 1996. Гл. 3,5,6,7
2. Культурология XX век. Энциклопедия в 2 томах. СПб, 1998. ст. Религия.
3. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. М. 2001. Гл. 5,6,11,15
4. Культурология. Под редакцией А.А.Радугина. М. 2003. Раздел 2. Гл.4. с.157-167., Гл.7. С. 195-202
5. Петрухинцев Н . Н . XX лекций по исгории мировой культуры. М. 2001. Лекции 8-12.
6. Пивоваров Д. В., Медведев А. В.История и философия религии. Екатеринбург. 2001
7. Религиозные традиции мира. В двух томах. М. 1996.
8. Рашковский Е.Б. Европейская культура нового времени: библейский контекст// Вопросы философии. 1996. № 2.
9. Токарев С.А. Ранние формы религии. М. 1980.
10. Энциклопедия для детей. Т. 6. ч.1. Религии мира. М. : Аванта + 2000.
11. Яблоков И.Н. Религиоведение. М. 2002.
Доклад 1. Ранние формы религии (анимизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм).План доклада:
Э.Б. Тайлор о ранних формах религии, его определение анимизма; социо-культурная роль тотемизма; фетишизм первобытный и современный; образ шамана.
Литература к докладу:
1. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. М. 1990.
2. Басилов В.Н. Избранники духов. М. 1989.
3. Бутикова М.С. Как возникла религия. М. 1987.
4. Сухов А.Д. О корнях религии. М. 1986.
5. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. 1989.
6. Токарев С.А. Ранние формы религии.-М. 1980.
7.Фрезер Дж. Золотая ветвь.-М. 1987.
8. Введение в культурологию под редакцией Е.В. Попова. М. 1996.
9. Васильев Л.С. История религии Востока. М. 2000. Гл.3.