История культурологи как научной дисциплины

Европейская культурология как наука “вторичная” формировалась, выходя из-под ро­дительской опеки философии и опираясь на ряд наук, выступивших по отношению к ней в роли “эмпириче­ских доноров”. Среди них особая роль принадлежит социологии, психологии, этнографии, искусствоведе­нию, религиоведению и т. д. Сама логика размежева­ния обозначилась как преодоление классического (опи­рающегося на процедуру теоретического самосознания) философствования и свойственного ему панлогизма и европоцентризма, разрушение классической модели культуры и выход в плоскость культурологизирования (чаще всего в форме обсуждения проблемы “кризиса Европы”). Не трудно заметить, что преодоление моно­линейной установки на мировое культурное развитие и признание равноценности различного типа культур требовало расширения исследовательского поля за счет отказа от философских спекуляций в пользу культур­ной конкретики.

Современное культурологическое знание складыва­лось как осознание кризиса культуры, невозможнос­ти гармонии человека и природы. Происходит отказ от поиска рациональных оснований этой гармонии и, соответственно, разрушение философской процедуры самосознания и рефлексии как метода реконструкции культурной традиции. “Разрывы”, “зазоры” между природой и культурой не удалось ликвидировать на почве идеалистического историзма. Этот факт можно рассматривать и как неудачу в построении определен­ной культурно-философской теории, и как крушение некоего культурного проекта, все еще связанного с эпохой Просвещения. Гегель достраивал свою фило­софию Абсолютного Духа, снимающего в себе все про­тиворечия, когда в Германии, а затем и во всей Евро­пе развивалось движение романтизма.

Все обостряющаяся борьба заставляет говорить о кризисе культуры, ее трагедии, и эта тема входит в философию культуры, доминируя в ней вплоть до вто­рой половины XX века. Разумеется, в расколовшейся культуре возникают самые разные концепции ее кри­зиса, различные его аспекты выделяются в качестве основных: кризис религиозного сознания (либераль­ная теология и ницшеанское “Бог умер”), кризис со­циально-экономического строя (марксизм), кризис ис­кусства, кризис рационалистической философии (по­зитивизм, “конец философии”, иррационализм), и даже кризис науки. В конце XIX—первой половине XX столетия кризис культуры становится одной из основных тем философствования. Практически невоз­можно назвать философское течение, которое не ста­вило и не решало бы этой проблемы.