СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 

Современная история будет зависеть во многом от того, каким путем пойдет дальнейшее развитие мирового политического процесса, как будут складываться межгосударственные отношения: будут преобладать мирные или военные пути разрешения конфликтов, какая стратегия будет господствовать в политике государств.

Мировой политический процесс является результатом взаимодействия различных субъектов международных отношений - государств, межправительственных и неправительственных организаций. Он характеризуется наличием определенного порядка, норм, применяемых к международному политическому сотрудничеству.

Становление мирового политического процесса длительно. Его начало приходится на XV-XV1века - на эпоху великих географических открытий, и связано, прежде всего, с экономическим освоением мирового пространства и международным разделением труда, с распространением мировых религий. Мир этого периода - мир разъединенный, в котором противоборствуют государства за новые территории, ресурсы, рынки сбыта, и в целом за гегемонию, преобладание. Это период локальных войн.

XX век качественно изменил мировой политический процесс. В минувшем столетии на международной арене произошли более значительные перемены, чем в любой другой исторический период. Среди этих изменений:

· огромный рост народонаселения мира;

· распространение индустриализации из североатлантического центра во многие другие части света;

· радикальная трансформация глобальных торговых потоков;

· быстрые технологические сдвиги;

· использование новых источников энергии и видов сырья;

· существенное увеличение мирового богатства, создание новых телекоммуникационных, транспортных и информационных глобальных систем.

Все эти факторы существенно повлияли на мировой политический процесс, качественно изменив его. С одной стороны, человеческий мир сплотился в единую глобальную систему. Изменения, происходящие в одной его части, влияют на процессы в другой. С другой стороны, мир XX века, вплоть до начала 90-х годов, был расколот на две антагонистические системы и военно-политические группировки (биполярность). Конфронтация была встроена в систему и определяла международные отношения и внешнюю политику государств. Распад СССР и крушение мировой социалистической системы, изменения политических режимов в восточноевропейских государствах и бывших республиках Советского Союза, а ныне независимых государствах, повлияли и на мировой политический процесс в целом.

Главной особенностью мирового политического процесса сегодня является его переходный характер, который проявляется в том, что:

1.происходит перегруппировка сил, коалиций и союзов (например, продвижение НАТО на восток);

2. возникают новые государства, еще не имеющие определенного места в мировой системе;

3.изменяются статус и положение многих независимых государств.

4.деформируется прежняя структура межгосударственных отношений, что сопровождается усилением политического экстремизма и агрессивного национализма, религиозной нетерпимостью, ростом конфликтов, возрастанием миграционных потоков.

5.заметно утрачивают эффективность традиционные способы урегулирования конфликтов.

6.межгосударственная дипломатия, ее институты обнаруживают неспособность к реагированию и разрешению таких проблем как, перемещение людских (например, беженцы) и финансовых потоков;

7.деградация окружающей среды;

8.создание новейших видов вооружений;

9.деятельность международной организованной преступности.

Вместе с тем в различных регионах мира наблюдаются процессы интеграции (например, Единая Европа); демократизации (крах авторитарных и тоталитарных режимов в ряде государств); объединения государств для решения глобальных проблем (например, ядерная угроза и создание МАГАТЭ).

Мировой политический процесс изменился в сторону появления противоречивых, взаимозаменяющих, а порой и взаимоисключающих друг друга тенденций:глобализация и локализация, интеграция и дезинтеграция; рост влияния средств массовой информации и неспособность ряда стран включиться в сети международной взаимосвязи; переход от биполярного к многополярному миру; ослабление роли национальных государств и усиление влияния международных надправительственных организаций; усиление транснационализма и рост сепаратизма и национализма. Эти тенденции выражают объективную противоречивость современного мирового политического процесса, разнонаправленный характер его развития.

Глобальные проблемы – проблемы, имеющие общепланетарные масштабы; проблемы, затрагивающие интересы всех государств, стран, народов, всех людей, живущих на нашей планете. В ХХI веке помимо экологических проблем, проблем мировой безопасности во весь рост встают проблемы борьбы с международным терроризмом и проблема преодоления бедности на планете. В условиях глобализации соответственно и путь решения этих проблем может быть только один, а именно – объединение усилий всего мирового сообщества, всех национальных государств, всех международных, наднациональных структур и объединений, как правительственных, так и неправительственных. Но в вопросе объединения до сих пор нет определенности.

Эта неопределенность развития современного мирового политического процесса даже позволила ряду авторов сделать вывод о конце истории. Как полагает Фрэнсис Фукуяма (американский политолог и бывший чиновник Госдепартамента США), речь идет о всеобщей, охватывающей все человечество тенденции развития, ведущей к политическому либерализму. Он провозглашает окончательную победу ценностей правового государства и демократии, рыночной экономики и гражданского общества. Под «концом истории» Ф.Фукуяма понимает победу западных общественных форм, которым нет альтернативы в современном мире. Однако достаточно посмотреть на Восток, на исламские государства, чтобы показать несостоятельность данной концепции. Ценности Запада - демократия, либерализм, правовое государство - неприемлемы для ряда азиатских монархий и африканских государств, стран юго-восточной Азии.

Пытаясь учесть эти факторы, американский политолог Сэмюэль Хантингтон делает вывод о начавшемся размежевании человечества по типам традиционных (религиозных) культур и грядущем обострении межцивилизационных конфликтов. Хантингтон выделяет: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую цивилизации. Конфликты будущего, считает он, развернуться вдоль линий разлома между цивилизациями. «Грядущий конфликт между цивилизациями - завершающая фаза эволюции глобальных конфликтов в современном мире», - считает С.Хантингтон. Данная концепция вызвала мощную волну научных дискуссий и породила много вопросов:

1. Существуя много веков, почему же только сейчас цивилизации бросают вызов мировому порядку?;

2. Почему возможно лишь «столкновение» цивилизаций, ведь есть факты их «сотрудничества»;

3. Насколько универсальна цивилизационная модель и может ли она охватить все значительные события в международных делах, произошедшие хотя бы за несколько месяцев

Пожалуй, рано ставить точку в этой дискуссии. Отметим лишь, что большинство ученых считают, что именно нациям-государствам и впредь будет принадлежать главенство в мировой политике. Будущее человечество для С.Хантингтона – это противостояние или борьба цивилизаций. Однако всемирное противостояние бессмысленно. Нужно не бороться, а искать оптимальные или рациональные формы международных отношений.