От теоцентризма к секуляризации.

Появление христианства, ставшего в эпоху Средневековья господствующей мировоззренческой системой, резко изменило интеллектуальную картину античного мира. Христианская догматика, конечно, многое заимствовало у античности, однако сам факт наличия нового мировоззрения иначе поставил вопрос об отношении человека к пространству социально-политических отношений. Одной из главных идей стала идея равенства людей перед Богом - эллинов и варваров, рабов и свободных, мужчин и женщин. Именно Бог-личность теперь становится главным мерилом добра и зла, блага и его отсутствия.

Практически все перечисленные моменты присутствуют в одной из первых политических доктрин христианства - трактате "О Граде Божьем", автором которого был Аврелий АВГУСТИН (Блаженный)(354-430 гг.)

Один из основателей патристики (учения "отцов церкви"), человек, впитавший в себя античную традицию, Августин стал свидетелем бурных событий начала V века нашей эры. В 410 году впервые за всю историю варвары захватили Рим, "вечный город", что многими христианами той эпохи расценивалось как начало описанного в "Апокалипсисе" конца света. Безусловно, это потрясение в очень большой степени подвигло Августина на осмысление происходящего с христианских позиций. С другой стороны, перед Августином стояла и другая проблема - как христианство должно относиться к светскому государству на метафизико-онтологическом уровне? Решению этих вопросов и посвящено одно из основных произведений Августина, представляющее собой сочинение, посвященное не только проблемам политики, но и этики, теологии, историософии.

Само понятие "град" для Августина означает не только "город", но и "государство" (civitas), и общество в целом. Августин выводит этот термин далеко за рамки как античного, так и современного его понимания. "Град" для него не просто место обитания людей, но сами люди. Поэтому для Августина проблема человека не менее важна, нежели проблема государственного устройства.

Согласно христианской традиции грехопадение, означавшее принципиальный разрыв человека с Богом, радикально изменило саму природу человека. После этого события люди разделились в соответствии с теми видами любви, которая вдохновляет их жизнь и наполняет эту жизнь определенным смыслом.

Первая любовь - любовь к Богу, благу, неизменному и безграничному добру, "вплоть до забвения себя". Люди, вдохновленные этой любовью, составляют город Иерусалим.

Вторая любовь - любовь к конечным вещам и связанным с ними наслаждениям, "вплоть до забвения Бога". Люди, смыслом жизни которых становится любовь данного типа, составляют город Вавилон. Это град постоянного возникновения и уничтожения, в нем нет ничего постоянного, в нем возникают и рушатся, сменяя друг друга, царства Ассирия, Вавилон, Персидская империя, империя Александра Македонского, Римская Империя. За этим постоянно меняющимся планом находится постоянный, неизменный и нетленный град божественной любви.

Мировой историей движет божественное провидение, божественный промысел. При этом Августин прямо указывает, что пришествие Христа открыло последний период мировой истории, последний, "шестой день", последний период существования града земного как такового - и потому его крушение будет полным и окончательным крушение Вавилона. Таким образом, по мнению Августина, крушение Рима - вполне закономерно, как крушение любого государства, построенного по законам изменчивого и непостоянного мира - хотя Августин и отказывается понимать данное событие, как непосредственное преддверие "конца света".

Наиболее близкие образы Иерусалима и Вавилона представляют в нашем несовершенном мире, по мнению Августина, церковь и светское государство. Однако полностью отождествлять их, находясь внутри материального мира, все же нельзя: можно быть крещенным, но при этом оставаться жителем Вавилона. Точно также можно быть даже римским императором и быть при этом жителем Иерусалима - ведь именно из рук империи христианская церковь получила статус официальной религии позднеантичного мира. Только одному Богу можно определить, кто является жителем Иерусалима - людям же два града различить практически невозможно.

Отношение Августина к самому институту государства сложно. С одной стороны, его необходимость вызвана фактом грехопадения и несовершенства человека. С другой стороны, именно это несовершенство государство и создает. Августин называет основателя первого "земного града" - то есть, первого государства - Каина, проклятого Богом братоубийцу, первого "вавилонянина". Этот тезис в устах Августина приобретает зловещий оттенок - ведь и Рим был основан на крови Рема, убитого Ромулом.

Августин не питает никаких надежд по поводу добродетельной и нравственной составляющих государства ("великой разбойничьей организации"), которое есть всего-навсего род необходимого зла. И конечно церковь (понимаемая как "тело Христово", как образ Иерусалима) и государство есть вещи несоизмеримые. Последний период истории открыл совершенно новую страницу социального бытия человека, связанную со все более и более глубокой дифференциацией двух градов, все большим отделением праведников от погрязших в грехе. В этих условиях отношения государства и церкви приобретают качественно новый характер.

Августин никогда и нигде не выступает с антиэтатистских позиций, никогда и нигде не призывает к свержению государства - даже государства языческого - поскольку его существования имеет вполне объективную основу. Поэтому главное острие борьбы должно быть направлено на преодоление человеком собственной греховности, которая делает недопустимым любое стремление к справедливости и равенству.

Государство зло, но оно может быть злом большим или меньшим ( Августин приветствовал меры, предпринятые римской властью против так называемых донатистов - фактически, сторонников одной из первых ересей).

Августин выдвигает идею уподобления государства Иерусалиму через подчинение его земному образу Иерусалима - церкви; хотя церковь сама по себе с Иерусалимом никогда Августином не отождествляется. Власть государства опирается на силу, власть церкви - на божественный авторитет.

Учение Августина, явившееся одним из первых христианских осмыслений проблем политики, оказало огромное влияние на политическую мысль средневековья, как в теории, так и на практике. Борьба светской и духовной власти, "война пап с императорами" - прежде всего, из-за вопросов инвеституры - стала одной из важнейших черт рассматриваемой эпохи.

Еще большие основания идея Августина о приоритете духовной власти над светской приобрела после принятия Западной церковью догмата о равном истечении Святого Духа как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына (filioque; в Восточной церкви этот догмат в таком виде признан не был), что резко изменило позиции духовенства: ведь церковь, таким образом, и есть "тело Христово" - то есть непосредственный источник благодати. Однако в зрелом средневековье подобного рода понимание отношений светского и духовного господства подверглось, по ряду причин, существенной трансформации - прежде всего потому, что христианское государство, возглавляемое христианским монархом, уже не могло рассматриваться только лишь как "необходимое зло". Такого рода трансформацию в политической теории совершил видный представитель схоластической мысли ФОМА Аквинский(1225/1226 – 1274 гг.), опиравшийся в своих построениях на ряд положений Аристотеля. Именно концепция Фомы станет общепринятой в зрелое и позднее Средневековье.