Подготовка психолога в системе образования

В каждой профессии есть просто работники, специалисты и профессионалы экстракласса. Под работниками следует пони-мать занятых в данной сфере деятельности людей, помогающих основным специалистам выполнять их главные функции (обслу-живание аппаратуры, количественная обработка данных). Специалист-профессионал - это человек, достигший высокого уровня исполнения своих обязанностей в основу подготовки которого закладываются знания, умения, навыки в соответствии с профессиографией его деятельности.

Базовые характеристики будущего специалиста развиваются в условиях его вузовской подготовки. На государственном экзаме-не определяется, насколько "выпускник готов к профессиональ-ной деятельности. Впоследствии аттестационные комиссии конс-татируют уровень его профессионального роста. Конкурсы же дают возможность показать каждому своё мастерство.

Ведущим (системообразующим) качеством выступает запла-нированность или заданность действий. Такая исходная установ-ка, на которую оказывается ориентированным процесс обучения, фактически предполагает проявление учащимися способности к воспроизведению учебного материала, а сам метод - является не чем иным, как натаскиванием. Использование такой установки в обучении даёт достаточно высокий результат, выражающийся в формировании специалиста исполнительского уровня.


Но такой подход недостаточен для подготовки психолога-ис-следователя, первооткрывателя, творца. Готовя будущего профес-сионала, необходимо создавать у него установку на творческий поиск, развитие креативности и отношение к человеку как к высшей ценности.

Содержание понятия «профессионализм психолога»

Любую деятельность, в том числе и деятельность психолога, обусловливает цель, для достижения котсюрй необходимо решить ряд проблем и задач, выполнить определённые действия, которые в соответствии с отведённой ролью принято называть функциями. Способность выполнять свои функции зависит от определённых качеств субъекта деятельности. Все они во взаимосвязи характе-ризуются общим понятием - профессиональная компетентность, или профессионализм.

Профессиональная компетентность характеризуется сформи-рованностью у практического психолога единого комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств), профессиональных позиций и акмеологических инвариантов. Здесь знания, умения и навыки можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности психолога. Все остальные компоненты предстают в качестве её субъектных характеристик, указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк.

Знания чаще носят осознаваемый характер, поэтому и приобретаются быстрее; умения -менее осознаваемые, приобретаются более длительно и всё больше «автоматизируются» по мере освоения. Поэтому очень часто хороший специалист не может рассказать, как и почему он хорошо работает. Но иногда необходимо задуматься об этом и тогда возникает проблема соединения осознаваемого знания с неосознаваемым умением, что требует по-новому осознать то, что уже освоено.

Постоянное размышление о себе и своей деятельности состав-ляет основу профессиональной рефлексии и во многом опреде-ляет уровень творчества и саморазвития профессионала-психоло-га. Как известно, лучше всего эта проблема решается при объяс-нении другому человеку. Видимо, поэтому высшим уровнем развития профессионала считается уровень «наставничества», когда специалист способен передать свой лучший опыт.

Отличительные особенности профессиональной компетентности психолога:

- обусловленность целей и задач профессиональной деятель-ности социальным заказом
общества - оптимально реализовать потенциальные возможности человека;

- полифункциональность профессионального труда, интегра-тивный характер процесса и
результатов деятельности;

недостаточная регламентированность социально-правовой, функциональной и организационно-методической базы;

- поливариантность условий выполнения профессиональных обязанностей;

- творческий характер труда.
Уровни (этапы) профессионализма:

- способность успешно выполнять профессиональную дея-тельность;

- подготовленность к стабильному продуктивному труду;

- профессиональное мастерство в реализации функций;

- творческое овладение исследовательско-инновационным стилем профессиональной
деятельности.

Отмеченные уровни являются эталонами для оценивания и позволяют отслеживать эволюцию профессионального роста практического психолога (14). Акмеологические инварианты представляют собой такие компоненты структуры профессионализма, которые обусловливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность труда независимо от действия внешних условий и факторов (включённость в деятельность, предвидение, мотивация достижения и пр.).

3.3. Вопросы профессиональной и практической этики в деятельности психолога(1)

Профессиональная деятельность в отличие от других видов деятельности (учебной, игровой,


общения) предполагает обязательную рефлексию на содержание её предмета. Освоение профессии предполагает включение её предмета в содержание Я-концепции человека и на этом уровне переживается как ограничения на свои профессиональные действия («Это я не умею... умею посредственно»). За этими ограничениями скрывается не только локус контроля, область профессиональной ответственности, но и потенциальная возможность совершенствования -преодоления «не умею».

Психолог работает сразу с двумя реальностями: реальностью психометрических данных и реальностью теории. Эти реальности находятся не в однозначных отношениях. Так, например, графический тест ДЦЧ (Дом-Дерево-Человек) психолог интерпретирует в теории психологических типов К. Юнга, в то время как и тест, и теория К. Юнга строились для разных профессиональных задач и описываются в разных научных понятиях. Каково возможное решение этой проблемы ?

Психолог должен удерживать свой предмет, которым является психическая реальность человека. Овладеть научной позицией в изучении человека - значит не только научиться фиксировать факты его жизни, но и видеть перспективу его изменения. Для этого действия психолога должны быть направлены на свойства этой реальности и отвечать законам её существования и развитиия. Это не так просто для осуществления, т.к. психолог выступает по отношению к другому человеку и как Другой Человек, и как профессионал.

Переживание непохожести на другого Человека является началом психической жизни, сначала это - установление физических отношений Я и Другого человека. Следующий период связан с дифференциацией «Я» на «Я» и не-Я, а Других людей - на своих и чужих. В психологии они описываются в понятиях Я-концепции, обобщённого представления о других людях (концепция Другого человека), в понятиях жизненного стиля, когнитивного стиля, идеала человека, в представлениях о его ценности.

В дальнейшем начинают функционировать два важнейших образования - обобщённое представление о других чужих людях («они»), и своих, близких людях («мы», «наши»). Последний этап - слияние себя с миром - имеет завершённый вид к концу жизни, характерен для мудрости как высшего уровня проявления качества психической реальности.

Какие возможны нарушения разных параметров психической реальности?

- дистанция с другим человеком в начале жизни также необходима, как и контакт
(слепоглухонемого ребёнка всё время носили на руках, и он не приобрёл даже собственной
терморегуляции);

- отсутствие или слабая выраженность внутреннего плана действий (разделение «Я» и «не-
Я») приводит к психологической зависимости от Другого человека, часто выглядящей как
высокая внушаемость (несовершеннолетние жертвы сексуальных преступлений);

- инфантильная доверчивость характеризует человека, склонного отождествлять себя с
Другими людьми, которых он считает «своими», «близкими», и, сближая в своём самосознании
Я и «мы», приводит к искажениям в развитии социальной и личной ответственности (например,
правовой нигилизм взрослых).

Итак, психолог как Другой Человек уже своим присутствием в жизни Человека способствует обнаружению им в его психической реальности всех обобщённых представлений, связанных с присутствием в его судьбе Других людей. Психолог (по его профессиональному долгу) обязан владеть обобщённым строением психической реальности. Он как бы показывает карту лабиринта, но, главное, - карта должна быть правильной.

Вот здесь и начинается практическая этика:

- психическая реальность получает личностно-оценочную окраску, эмоциональную,
ценностную наполненность;

- психолог несёт человеку знание о нём, используя обобщённое знание о людях вообще, о
психической реальности, её строении и возможном развитии;

- психолог сам обладает психической реальностью (Другой Человек), и этика предполагает
установление дистанции с «Я» Другого (с целью его сохранения - в проявлении автономности,
индивидуальности и внутренней свободы);

- практическая этика содержит парадигму жизни как исходную, базисную форму мышления
о ней и эмоционального отношения к ней (жизнеутверждение или жизнеотрицание), которая


позволяет определить вектор воздействия на течение индивидуальной жизни и является т.о. обоснованием самого существования практической этики.

Практическая этика не является законом, соотношение её с юридической практикой выступает в использовании понятий «честь», «достоинство», «моральный ущерб», «право», «обязанность». Она легализуется в нескольких формах: юридических законах, правах и профессиональных обязанностях (должностные инструкции), этических кодексах профессий. Международной Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка и т.п.

Парадигма жизни осознаётся каждым человеком в виде своеобразной формулы, фиксирующей его переживание в конкретный момент жизни («собачья жизнь», «жизнь - это борьба»), и воплощающейся в конкретные действия, оценки, поступки человека.

Современный человек несёт на себе следы воздействия общественной жизни в явной или превращенной форме через предметы потребления, орудия и средства производства, изменённый ландшафт, природные воды и воздух. Индивидуальное сознание обладает определённым запасом прочности к воздействию, но если этот запас исчерпывается, то сознание может стать фантомным, основное качество существования которого - скука.

Преодоление скуки чаще всего происходит временными внешними воздействиями на сознание (путешествие, алкоголь, смена сексуального партнёра, места работы, риск и т.п.), после чего скука возвращается снова. За жалобами на скуку, неудачливость, вялость и т.п. стоят нарушения в строении психической реальности, которые делают её жёсткой структурой с фиксированной функцией. Пример: невротическая личность: «Удовлетворение, которого он ищет, состоит, по-видимому, в ослаблении или стирании собственного индивидуального «Я». Тогда он прекращает быть активным действующим лицом и превращается в объект, лишённый собственной воли» (К.Хорни. Невротическая личность нашего времени. М., 1993, с.209)

При работе с любым человеком психолог испытывает «сопротивление материала», но при работе с фантомным сознанием встречает огромное сопротивление. Воздействие живого сознания на живое порождает взаимную удовлетворённость, воодушевление, переживается как обновление, прилив сил, расширение горизонтов жизни. В ситуации взаимодействия живого и фантомного сознания наблюдается усталость и чувство опустошённости её участников, переживающих взаимное сопротивление как невозможность изменения и достижения согласия.

Фантомизация сознания - явление, которое в массовой культуре находит свои конкретные формы в вариантах отказа от психического развития (страх перед изменением своего личного стиля жизни, уход от ответственности за свою жизнь, нежелание преодолевать житейские трудности, социальная пассивность, ожидание чуда-лидера, поиск кумира). Эти феномены индивидуального сознания с необходимостью ставят вопросы о границе профессиональных возможностей психолога в осуществлении им профессиональной деятельности.