Индийский эпос и его значение для эстетико-философского мировоззрения Древней и Средневековой Индии.

Особое место в философии магадхской эпохи занимает тра­диция смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержанию. В нее входят пураны (древ­ние предания), эпические произведения и некоторые дхарма-шастры (сочинения, в которых излагаются основные заповеди индуизма о дхарме — непреложном нравственном законе), а также класс текстов-ведант, составляющих вспомо­гательную часть Вед. Они посвящены ритуалу, фонетике, ме­трике, грамматике, этимологии и астрологии. Позже из них развились самостоятельные науки.

Большое значение для традиции смрити имеет эпос и пура­ны. Эпические произведения "Махабхарата" и "Рамаяна" ко­лоссальны по объему и уникальны во многих отношениях. Они почитаются как священные книги индуизма. На протяжении многих веков эпос способствовал выработке религиозно-философских доктрин и принципов, поэтому в пол­ной мере может считаться энциклопедией индуизма. Эпос от разил ранний этап формирования собственно индуистское мифологии, выросшей из ведийской. Именно мифология определила в них и сюжетный ход, и характеры главных героев В собственно эпические тексты включены не только много численные мифологические фрагменты, но и философские 1 этические доктрины.

В основе сюжета "Рамаяны" лежит история жизни Рамы - идеального сына и идеального правителя. В царстве Айдохы был правитель Дашаратха, который имел четырех сыновей от трех жен. В старости он назначает своим преемником (ново раджей) старшего сына Раму, который превосходил своих братьев по уму, силе, смелости, храбрости и благородству. Но егс мачеха Кайкейи воспротивилась этому и добилась назначения наследником своего сына Бхарата, а Рама уходит из стра­ны на четырнадцать лет в изгнание. С женой Ситой и младшим братом Лакшманом он удалился в леса. Огорченный этим, Дашаратха умирает, Бхарата отказывается от престола, но до возвращения Рамы соглашается управлять страной.

Во время странствий Рамы царь ракшасов (демонов) и вла­дыка Ланки (Цейлона) Равана похитил Ситу. Это вызвало дли­тельную войну между Рамой и Раваной. В конце концов с по мощью хитроумного царя обезьян Ханумана Равана был убит Сита освобождена, и Рама, срок изгнания которого истек, воз вращается с Ситой в Айдохью и воцаряется на престоле. Не которые люди в Айдохье усомнились в чистоте Ситы, Рама ее изгоняет. Она удаляется в келью риши Вальмики, где рождает двух мальчиков Лаву и Кушу. Позднее Рама признает их своими сыновьями и наследниками.

В I и VII книгах "Рамаяны" Рама провозглашен воплощени­ем бога Вишну, а Сита — супруги Вишну, богини Лакми. Благодаря этому "Рамаяна" стала священной книгой индуизма. Индийцы рассматривают "Рамаяну" как идеальный и недосягаемый образец классической литературы. Эта поэма оказала значительное влияние на все последующее развитие литературы как в Индии, так и в других восточных странах.

Собственно философское содержание в еще большей степе­ни присуще другой великой древнеиндийской поэме — "Махабхарате", среди 18 книг которой есть книги, полностью по­священные философской проблематике и построенные с ис­пользованием языка философских категорий.

Плавная сюжетная линия "Махабхараты" представляет со­бой историю борьбы за престол между двумя царскими рода­ми или, вернее, двумя ветвями одного рода — братьями Пандавами и Кауравами. Долгая история вражды отважных вои­нов завершается великой битвой на поле Куру. В этой битве Пандавы, олицетворяющие справедливость и неуклонное ис­полнение дхармы, одерживают победу и выигрывают царст­во. Но не земное царство — их цель. В финале поэмы братья Пандавы совершают восхождение на священную гору и пре­ображаются в небожителей.

Философская проблематика "Махабхараты" универсальна, поэма выступает своеобразной энциклопедией, целостно представляющей весь спектр философских учений и понятий Индии этого времени. Наиболее полно философское содержа­ние эпохи раскрывается в таких книгах, как "Санатсуджатия", "Бхагавадгита", "Мокшадхарма" и "Анугита". На первом месте среди них по степени известности и мирового значения находится "Бхагавадгита" — "Божественная Песнь" — одна из величайших религиозных книг в мире.

Гита — диалог между Кришной, воплощением Бога, и вои­ном Арджуной. Действие Бхагавадгиты происходит на поле битвы, символизирующем саму жизнь. В "Бхагавадгите"указываются три пути к освобождению: познание, действие и богопочитание. С одной стороны, Кришна прямо указывает, что богопочитание — са­мый лучший путь, затем следует действие и лишь затем путь познания. С другой стороны, "Бхагавадгита" в целом призы­вает к гармонии трех путей, поэтому в конце книги Кришна указывает, что лучше всего сочетать все пути.

Одной из отличительных особенностей религиозного уче­ния "Бхагавадгиты" является провозглашенный в ней прин­цип веротерпимости. Кришна утверждает: "В каждом, кто по­клоняется какому бы то ни было божеству, стремясь почтить его верой, Я укрепляю его веру" (глава 7, стих 21).

"Махабхарата" и "Рамаяна" — величайшие эпические по­эмы, значение которых превосходит рамки собственно ин­дийской национальной культуры: как литературные и фило­софские произведения, эти тексты принадлежат к шедеврам мировой культуры. Именно на основе философии, изложен­ной в этих эпических поэмах, развиваются все философские школы последующих эпох, включая и те, которые не опира­лись на священность Вед (буддизм и джайнизм).