Ортодоксальные и неортодоксальные системы.

Европейский термин "философия" в индуизме единого и од­нозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколь­ко понятий, наиболее употребительное из них — даршана ("интеллектуальное, духовное видение"). Обычно даршаны де­лятся на ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и не­ортодоксальные. Основных ортодоксальных школ выделяют шесть: санкхья и йога, ньяя и вайшешика, веданта и миманса.

Система ньяя (ньяябукв. «способ, метод, рассуждение») создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основанная на законах логики. Она признает четыре самостоятельных источника истинного по­знания: восприятие (пратьякша), логический вывод, или за­ключение (анумана), сравнение (упамана) и свидетельство (шабда).

Философы школы ньяя наряду с представителями многих других систем индуистской философии стремятся избавить личность от ее привязанности к телу, чувствам и объектам. По их мнению, Я отличается от тела и ума. Тело — это лишь сложная субстанция, состоящая из материи. Ум — тонкая, не­делимая, вечная субстанция. Он служит инструментом души для восприятия психических явлений: удовольствия, боли и т.д. Поэтому он называется внутренним чувством.

Система вайшешика (вайшешикаот «вышеша» - различие, философия различий) была основана мудрецом Канадой, первое имя которого было Улука. Она родственна системе ньяя и имеет одинаковую с ней конечную цель — освобожде­ние индивидуального Я. Она подводит все объекты познания, весь мир под семь категорий: субстанцию, качество, дейст­вие, всеобщность, особенность, присущность и небытие.

Система санкхья — одна из самых древнейших индуист­ских школ, которая представляет собой дуалистическое учение о бытии.

Создание санкхьи приписывают мудрецу Капиле, сыну Шивы. Эта философская система признает наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрити.

Проблема бытия Бога решается в философии санкхьи отри­цательно. Согласно этой системе, бытие Бога не может быть доказано никаким образом. Мы не нуждаемся в идее Бога, чтобы объяснить мир, так как пракрити — достаточно обос­нованная причина мира как целого. Бог как вечный и неизменный дух не может быть творцом мира, так как чтобы про­извести некоторое следствие, причина должна измениться и превратиться в это следствие. Но в некоторых школах санкхьи допускается бытие Бога как верховного существа, яв­ляющегося свидетелем, но не создателем мира.

Система йога. Основателем философии считается мудрец Патанджали. Йога очень близка системе санкхьи и полностью разделяет теорию познания и метафизику санкхьи с ее двад­цатью пятью началами, но в то же время исходит из бытия личного Бога. Особый интерес вызывает йога как средство осознания различия между Я и не-Я, это разграничивающее познание является важнейшим условием освобождения. Со­гласно этой системе йога — полное прекращение всех функций (уровней) ума — читты.

Система йога называется теистической санкхъей в отличие от санкхьи Капилы, которая обычно считается атеистической.

Философия йоги считает Бога высшим объектом размышления для сосредоточенности и самопознания. Бог — совершенное существо, вечное, всепроникающее, всеведущее и со­вершенно свободное от всех недостатков.

Система миманса(мимансабукв. «иследование») была основана Джаймини. Ее первоначальная цель — защита и оправдание ведийского ритуала, что должно было привести к поискам философии, обосновывающей мировоззрение ведийского ритуала.

Ритуализм основан на авторитете Вед, поэтому школа ми­манса выдвинула теорию о том, что Веды не являются произ­ведениями какого-либо лица и потому свободны от свойствен­ных людям ошибок. Согласно мимансе, Веды вечны и сущест­вуют самостоятельно; написанные или изустно распростра­няемые Веды — это лишь временное обнаружение их через особых пророков. Для доказательства обоснованности Вед школа миманса выдвигает тщательно разработанную теорию познания, которая, прежде всего, должна показать, что досто­верность всякого познания самоочевидна.

Основная цель мимансы – это обоснование теории познания, которая приводила бы к пониманию вечности и непогрешимости Вед.

Миманса теснейшим образом связана со школой веданты, которую, в свою очередь, называют уттара-миманса — "по­следующая миманса". Если миманса исследует ведические гимны и ритуалы как первую часть священного наследия, то веданта — завершающую его часть, Упанишады.

Система веданты (веданта – букв. «завершение Вед») — одна из самых известных даршан — возводит свое учение непосредственно к Упанишадам. Она представлена несколькими направлениями: адвайта-веданта (недвойственная веданта), вишита-адвайта (ограниченный недуализм) и другие. Ее главные темы — соотношение Абсо­люта и мира, Абсолюта и человека и пути достижения мокши — освобождения.

Таким образом, в полемике с философией буддизма и джай­низма выделилась философия ортодоксальных даршан, меж­ду которыми также существовала дискуссия, способствующая понятийному освоению того содержания, которое до этих дис­путов существовало в индуизме в интуитивной форме религи­озной веры, мифологии, искусства. Среди шести ортодоксаль­ных школ возвысилась школа адвайта-веданты, вобравшая многие философские достижения буддистов-мадхьямиков. Именно эта философская школа занимает ведущее место не только в средневековой, но и в современной индуистской фи­лософии, ее значение велико не только для национальной культуры Индии, но и для всей мировой философии.

Неортодоксальными системами являются: чарвака, джайнизм, философские школы буддизма.

Чарвака - (санскр.), материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность локаяты,с которой иногда вообще отождествляют Чарвака. Собственных сочинений представителей Чарвака не сохранилось. Отвергая ортодоксальные системы индийской религиозно-философской мысли, лежащий в их основе авторитет Вед и проповедуемые ими принципы (не только существование бога-абсолюта и души — учение о брахмане и атмане, но и концепции дхармы и кармы как основы идей нравственной целесообразности), Чарвака считает истинным лишь то, что постигается с помощью непосредственного восприятия, существующим — только этот мир, единственной реальностью — материю. Сосредоточивая своё внимание на разработке этичной концепции, Чарвака видит в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением; согласно Чарвака, реальны только страдание и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений, налагаемых правилами индийских религиозно-философских систем, Чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия — получение наслаждения, причём то, что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать стремления к его достижению. Последовательный материализм и гедонизм Чарвака делает её уникальным явлением в истории индийской мысли, в том числе и среди неортодоксальных философских систем.

Джайнизм- одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая, помимо канонических текстов и комментариев к ним, включает трактаты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике и поэтике, а также эпическую и дидактическую поэзию и гимнографию. В отличие от других индийских систем, джайнская философия выясняет не столько вопрос о том, какие источники знания (праманы) следует считать "атомарными", а какие вторичными, сколько дифференциацию непосредственных и опосредованных способов познания мира. Умасвати различает пять источников знания, которые имеют мало общего с брахманистскими: "мысль" (мати), "свидетельство" (шрута), "ясновидение" (авадхи), "телепатия" (манахпарьяя) и "всеведение" (кевала), из которых опосредованные — первые два, непосредственные — остальные три. В "мысль" включаются чувственное восприятие и умозаключение, четко различавшиеся брахманистами и буддистами. В отличие от двух последних, три первых средства познания могут быть ошибочными. Все они различаются по своему диапазону: два опосредованных фиксируют все субстанции, но не все их проявления; "ясновидение" — также и проявления, наделенные цвето-формой; "телепатия" — также и сами познания, достигаемые "ясновидением"; "всеведение" — все проявления всех субстанций.

Школы буддизма. Согласно преданию, сразу после кончины Гаутамы около 500 его последователей собрались в Раджагрихе, чтобы изложить учение в том виде, в каком они его запомнили. Были сформированы доктрина и правила поведения, которыми руководствовалась монашеская община (сангха). Впоследствии это направление получило название тхеравада ("школа старейшин"). На "втором соборе" в Вайшали руководители общины объявили незаконными послабления в десяти правилах, которые практиковались местными монахами. Так произошел первый раскол. Монахи Вайшали (согласно Махавамсе, или Великой хронике Цейлона, их было 10 тысяч) вышли из старого ордена и учредили собственную секту, назвав себя махасангхиками (членами Великого ордена). По мере роста численности буддистов и распространения буддизма возникали все новые расколы. Ко временам Ашоки (3 в. до н.э) насчитывалось уже 18 различных "школ учителей". Наиболее важными были первоначальная ортодоксальная тхеравада; сарвастивада, вначале лишь незначительно расходившаяся с тхеравадой в доктринальном плане; махасангхики. В конце концов между ними произошел, так сказать, территориальный раздел. Школа тхеравады перешла в Южную Индию и Шри-Ланку (Цейлон). Сарвастивада поначалу приобрела популярность в Матхуре на севере Индии, но потом распространилась к северо-западу вплоть до Гандхары. Махасангхики были вначале активны в Магадхе, а позднее закрепились на юге Индии, сохранив лишь некоторое влияние на севере.

Можно выделить еще несколько принципов, свойственных всем системам индуистской философии.

1. Все системы рассматривают философию как практическую необходимость, а не средство удовлетворения интеллекту­альной любознательности. Поэтому в начале каждого фи­лософского трактата мыслители объясняют, как именно он служит конечным целям существования человека.

2. При этом философские системы не ограничены только уче­нием о нравственности (этикой) и учением о Боге (теологи­ей). Каждая индуистская система обладает такими разде­лами философской теории, как метафизика, теория позна­ния, логика.

3. Начало философского рассуждения во всех школах — кон­статация страдания и одновременно с этим — возможнос­ти избавления от страдания. Начальная стадия учения ин­дуистских систем — пессимизм. Но каждая из них разраба­тывает собственную концепцию освобождения от страда­ний. Поэтому итог философии оптимистичен.

4. Все философские системы индуизма исходят из того, что в мире действует универсальный нравственный порядок — закон кармы, в соответствии с которым устроена не только жизнь отдельного человека, но и Вселенная на атомарном уровне.

5. В соответствии с универсальным нравственным порядком все деяния людей имеют нравственный смысл, то есть, возможно, изменение индивидуального и универсального существования, которое регулируется нравственным поведе­нием человека.

6. Все индуистские системы полагают, что главная причина страданий — неведение, невежество, незнание. Но только теоретического понимания подлинной реальности недо­статочно. Необходимо все свое внимание сосредоточить на познаваемых истинах и постоянно контролировать себя в повседневной жизни.

7. Все индуистские системы считают идею освобождения высшей целью жизни. Все согласны, что освобождение — это полное избавление от страданий.

Необходимо отметить, что все индуистские школы всегда существовали параллельно друг другу. С одной стороны, столетиями традиция определенной школы поддерживалась последователями, которые не просто изучали определенное учение, а жили в соответствии с его принципами. С другой — каждая философская школа всегда участвовала в диспутах со всеми остальными. Поэтому все школы комментировали уче­ния друг друга. Более того, индусы полагали, что философ­ские системы — это разные способы достижения одной и той же практической цели, которые подходят одним людям и не подходят другим. При этом действительно можно обнаружить гармонию между различными системами, каждая из которых занимает определенное место в раскрытии индуизма как по­вседневного образа жизни, религии, искусства и т.д.