ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Античная натурфилософия. Возникновение философии ка к ре- зультат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Еди- ное как : материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор), моно- литное целое (элеаты), атомы и пустота (Левкипп и Демокрит).

Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля. Со- крат о душе человека. Этика Сократа. Диалектика Сократа. Смерть Со- крата: его следование принципу ненасилия.

Концепции идей Платона. Понимание идей как предела становле- ния вещей и как порождающей модели класса вещей. Интерпретация на основе концепции идей природы космоса, человека и общества.

 


 

Учение о формах Аристотеля. Четыре типа причин. Логика, эти- ка и учение об обществе Аристотеля.

Философия эллинизма. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смыс- ле жизни. Неоплатонизм. Принцип Единого—Блага. Характерные чер- ты античной философии.

 

 

ТЕМА 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Философия и религия. Основные библейские идеи философского зна- чения; монотеизм, теоцентризм, креационизм, вера, добрая воля, эти- ка морального долга, совесть, любовь, надежда, духовность человека, символизм. Можно ли доказать существование Бога?

 

 

ТЕМА 4. НОВОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ •

 

Философия эпохи Возрождения. Основные идеи: сдвиг в сторону ан- тропоцентризма, понимание человека как творческой личности, эстети- ческое отношение к действительности, гуманизм.

Философия от Декарта до Канта (XVTI-XVTII вв.). Философия Де карта: ясность идей — врожденное качество человека; дедукция; срав- нение знания с фактами; человек разумный. Концепция чувственного познания Локка. Противостояние сенсуалистов и рационалистов. Гали лей и Ньютон — создатели теоретической механики. Природа идеали- зации. Выработка нового юридического мировоззрения. Философия Канта: совокупные способности души, познавательные способности, ап- риорные принципы, этика.

Философия от Гегеля до Ницше. Гегель: философия должна стать универсальной наукой, логикой идей. Философия Маркса: обществен- ный труд как базис общества, критика капитализма, практика как кри- терий истины. Концепция сверхчеловека Ницше как последний всплеск и закат философии Нового времени.

Характерные черты нововременной философии: антропоцентризм, гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление устроить жизнь человека на ясных и разумных началах.

 

 

ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ

 

Феноменология. Философия Гуссерля. Интерес феноменологов к «ра- боте», специфике сознания. Обогащение потока феноменов за счет во- ображения. Выработка эйдоса, его обозначение высказываниями. Оцен- ка предмета созерцания на основе выработанного эйдоса. Критика обед-

 

 


нения жизненного мира в абстракциях науки и поверхностном понима- нии техники.

Герменевтика. Бытие человека в мире сущностей. Его вопрошание. Соотносительность человека и мира (вещей). Заброшенность человека в мире, его забота, страх, временность. Горизонты человека и вещи. По- нимание как интерпретация на основе вовлеченности человека в тради- цию, его образования, вкуса, таланта.

Аналитическая философия. Анализ языка. «Логико-философский трактат» Витгенштейна и его основные идеи: язык как граница мыш- ления, соответствие предложений фактам, отнесение эстетического, этического и религиозного к сфере мистики. Логический позитивизм: отрицание философии, аналитические и синтетические предложения, принцип проверяемости, физикализм. Постпозитивизм: гипотетико- дедуктивное построение теории, ее фальсификация, сменяемость теорий и научно-исследовательских программ, научные революции. Философия естественного языка позднего Витгенштейна: значение слова как его употребление, «семейное сходство» слов.

Постмодернизм. Протест против логоцентризма, единообразия, ав- торитетов, устоявшихся норм власти. Метод деконструкции Дерриды. Сближение философии с поэтикой. Эстетика возвышенного Лиотара.

Философия в России. Основные положения диалектического и ис- торического материализма (первичность материи, познаваемость мира, практика как критерий истины, законы диалектики, определяющая роль в обществе экономического базиса, социалистические идеалы). Основ- ные черты русской философии: идеал цельности, положительного един- ства. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм, сближе- ние истины с праведностью, космизм. Философия B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева.

Восточная философия. Основные черты индийской философии. Формула: «Атман есть брахман». Основные черты китайской филосо- фии, ее этическая направленность. Соотношение западной и восточной философий.

 

 

ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ

 

Выбор начала систематического философствования.

Философия человека. Человек ка к микрокосмос и единство души и тела. Средневековая философия: трехчастность человека — духов- ность, душа, тело. Человек разумный (Новое время). Человек как со- средоточие общественных отношений (Маркс). «Сверхчеловек» (Ниц- ше). Бессознательное — базис человека (Фрейд). Человек с позиций гер- меневтики, феноменологии, аналитической философии и постмодер- низма. Человек, его уникальность и универсальность, историчность и твор- чество.

 


Философия общества. Соотношение личности и общества. Социаль- ные действия и их смысл. Понимание общества в античности (идея спра- ведливости), средневековье (идея «града земного»), Новом времени (концепция общественного договора) и в наши дни (идея ценностных установок).

Философия истории. Различные концепции историчности общест- ва: цикличность (античность), разрыв цикличности библейскими исто- риями (средние века), линейность и прогрессивность (Новое время), не- линейность (современность). Единство и многообразие истории. За- пад — Россия — Восток.